Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

Новая эра процесса

Для системы судов общей юрисдикции наступила новая эпоха. На смену доставшемуся в наследство со времен Союза и прослужившему ни много ни мало целых три десятилетия Закону РСФСР от 08.07.81 «О судоустройстве РСФСР» пришел Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», который 14 марта вступил в силу. О принципиальных новеллах гражданского производства, о том, как они повлияют на качество правосудия и сроки судопроизводства, а самое главное – о готовности судов работать по новым правилам читателям «Юридической газеты» рассказывает заместитель Председателя Верховного Суда РФ, заслуженный юрист РФ Василий Иванович НЕЧАЕВ.

 

— Василий Иванович, Закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» – это принципиально новый подход к формированию судов общей юрисдикции? Или речь идет о ряде новелл по совершенствованию системы судов с сохранением базовых положений действующего ранее и принятого в 1981 году Закона о судоустройстве РСФСР?

— До 14 марта 2011 года вопросы судоустройства регулировались Законом о судоустройстве РСФСР, который уже давно устарел и не отвечал требованиям современности. Поэтому вступивший в действие с 14 марта Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» жизненно необходим и, несомненно, будет способствовать развитию и укреплению как системы судов общей юрисдикции, так и судебной системы в целом.

Законом предусмотрен принципиально новый подход к формированию системы судов общей юрисдикции и закреплены принципы их деятельности. Определяются порядок формирования, состав и компетенция Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и районных судов, а также компетенция руководителей данных судов. Кроме того, в Верховном Суде РФ образуются две новые коллегии – судебная коллегия по административным делам и апелляционная коллегия.

При этом следует отметить, что новый Закон базируется на принципах, которые использовались в работе судов общей юрисдикции и доказали свою эффективность.

 

— Одна из важнейших новаций Закона – введение апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции. Каким образом будет работать апелляция в зависимости от уровня суда?

— Процессуальный порядок рассмотрения дел судом второй инстанции унифицируется. В этих целях в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе и в Верховном Суде РФ, создаются апелляционные инстанции. На базе кассационной коллегии Верховного Суда РФ будет образована апелляционная коллегия (ра­нее подобной не было). Это одно из принципиальнейших изменений в гражданском производстве. В настоящее время апелляционные инстанции имеются в системе судов общей юрисдикции только в районных судах по отношению к мировым судьям.

Главное отличие апелляционного порядка проверки не вступивших в законную силу судебных актов от еще существующего кассационного состоит в том, что суд апелляционной инстанции не имеет права при отмене решения передавать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Апелляционный суд обязан при отмене решения вынести новый судебный акт.

Новые правила апелляционного производства, которые в полном объеме начнут действовать с 1 января 2012 года, уменьшат сроки прохождения дел по судебным инстанциям и будут способствовать соблюдению разумных сроков их рассмотрения.

По общему правилу апелляционной инстанцией выступает вышестоящий суд. Это районный суд по отношению к мировым судьям, областные и равные им суды по отношению к районным судам, судебные коллегии Верховного Суда РФ по отношению к областным и равным им судам.

Однако в отношении одной категории дел упомянутые правила инстанционного прохождения дел несколько иные. Речь идет о делах о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Уже с 1 марта 2011 года по данным гражданским делам действуют правила апелляционного производства. По первой инстанции они рассматриваются областными и равными им судами, апелляция производится в суде, в котором дела проходили по первой инстанции. То есть апелляционными инстанциями по таким делам будут областные и равные им суды.

 

— Возникает вопрос: почему в одном суде для одного дела действуют и первая, и вторая инстанции? Не будет ли это вредить правосудию?

— Думается, что не будет. Это правильное решение. Принцип процессуальной экономии должен действовать по данной категории дел в полную силу. Иначе может случиться, что и по так называемым делам о судебной волоките будут нарушаться разумные сроки судебного рассмотрения.

Установленный Законом формат рассмотрения подобных дел не противоречит принципам правосудия и не повлияет на объективность судебного разбирательства.

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ две инстанции в одном суде для этой категории дел были предусмотрены еще раньше. Дела о компенсации в арбитраже рассматриваются арбитражными судами округов в качестве судов первой инстанции (ч. 3 ст. 34 АПК РФ) и те же суды (ч. 4 ст. 222.9, ч. 2 ст. 274 АПК РФ) выступают по названным делам в качестве суда второй инстанции в порядке кассационного производства.

Если взять Европейский Суд по правам человека, то в нем также существуют две судебные инстанции: палата и большая палата.

 

— Василий Иванович, какие изменения претерпела кассационная инстанция?

— Согласно Закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в порядке кассационного производства проверяются не факты, а соблюдение судом первой и второй инстанций норм права. И проверке подлежат судебные акты, уже вступившие в законную силу.

Судами кассационной инстанции являются президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ (их четыре: по гражданским, административным, уголовным делам и военная коллегия).

 

— Надзорная инстанция останется только в Президиуме Верховного Суда РФ. Причем, по словам главы ВС РФ господина В.М. Лебедева, надзор будет касаться фундаментальных прин­ципов правосудия. Что под этим понимается?

— Три гражданских судопроизводства (производство в суде первой инстанции, апелляционное и кассационное) ординарные. В качестве неординарного, исключительного производства будет выступать надзорное производство. Так как надзор за судами является, повторюсь, исключительным, его должна осуществлять одна судебная инстанция – по новому Закону ее функции выполняет Президиум Верховного Суда РФ.

Это положение отвечает требованию статьи 126 Конституции РФ, по которой судебный надзор за судами общей юрисдикции реализует только Верховный Суд РФ. Проверяться в порядке надзора будут исключительно те дела, которые рассматривались в судебном заседании апелляционной или кассационной инстанций ВС РФ.

Основаниями к отмене или изменению судебных актов в порядке надзора служат только фундаментальные нарушения судами норм права. Речь идет о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на законность обжалуемых судебных актов и лишивших участников спорных правоотношений возможности осуществлять права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, между­народными договорами РФ. В частности, это право на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство, равноправие и состязательность. В справедливом суде каждой стороне должна быть предоставлена возможность излагать свое дело в обстоятельствах, которые не ставят ее в невыгодное положение перед оппонентом.

К фундаментальным нарушениям относятся также нарушения единообразия толкования и применения судами норм права.

 

— Скажется ли введение апелляционной инстанции на качестве рассмотрения дел? Сократится ли число судебных ошибок?

— Апелляционные инстанции вводятся в первую очередь для улучшения качества правосудия, соблюдения разумных сроков судопроизводства. Когда вторая инстанция будет работать по правилам суда первой инстанции, качество рассмотрения дел, несомненно, повысится. Введение апелляции само по себе улучшит качество решений, выносимых судом первой инстанции.

Отсутствие у апелляционной судебной инстанции возможности при отмене решений направлять дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции заставляет ее полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, правильно применять нормы материального и процессуального права.

Существование апелляционной инстанции позволяет также соблюдать принцип правовой определенности. К сожалению, имели место случаи, когда решения суда первой инстанции по гражданским делам отменялись второй инстанцией по несколько раз и каждый раз дело возвращалось на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Подобные дела могли годами находиться в производстве суда первой инстанции. Введение в судебную практику института апелляции исключает такую возможность. Лица, участвующие в деле, не должны несколько раз возвращаться на стадию суда первой инстанции при отмене решений.

 

— Василий Иванович, согласны ли Вы с мнением, что апелляционная процедура приведет к существенному удорожанию правосудия? Ведь в ее рамках дело будет рассматриваться по существу, а для гражданина, живущего за сотни километров (а судебное разбирательство порой длится не один день), личное присутствие на заседании может быть накладно.

— Нельзя сказать, что с введением апелляционного производства правосудие станет существенно дороже.

Апелляционное производство по гражданским делам будет в большинстве своем ограниченным. Все-таки по подавляющему числу дел обстоятельства исследуются судами первой инстанции полно и всесторонне, решения выносятся законные и обоснованные, каких-либо дополнительных доказательств лица, участвующие в деле, уже не могут представить. И не из-за того, что суд их не принимает, а потому что все они уже представлены в суд первой инстанции и новых доказательств нет. Поэтому рассмотрение дела в апелляционной инстанции, как правило, будет занимать значительно меньше времени, чем в суде первой инстанции.

Но по отдельным делам при наличии оснований, указанных в Законе, апелляционная инстанция после отмены решения должна рассмотреть дело с учетом всех правил производства в суде первой инстанции. Тогда рассмотрение дела может занять столько же времени, сколько в суде первой инстанции, а то и больше.

В любом случае это во всех отношениях лучше для лиц, участвующих в деле, чем когда дело направляется (а то и несколько раз) на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

— В новом Законе говорится о постоянных судебных присутствиях, расположенных вне места нахождения суда. Их создание снимет, на Ваш взгляд, проблему невозможности непосредственного участия заявителя в заседании?

— Постоянные судебные присутствия действительно решают проблему удаленности проживания заявителя, когда речь идет о таких больших территориях, как, например, Красноярский или Ставропольский край. Формироваться подобные судебные присутствия будут по мере необходимости.

 

С введением апелляционного производства нагрузка на судей, которые и так завалены делами, возрастет. Каким образом планируется решать вопрос перегруженности судей?

– Не могу согласиться. Введение апелляционного производства не повлечет увеличения количества дел в судах. Увеличится время рассмотрения каждого дела в суде апелляционной инстанции, замедлится оборот дел. Судьи из-за увеличения времени рассмотрения каждого дела просто физически не смогут осилить тот же объем дел, что и раньше во второй инстанции.

Для того чтобы дела рассматривались в определенные законом сроки и качественно, увеличивается штат: судей более чем на 850 единиц, других работников суда (помощники судей, секретари судебных заседаний и др.) – свыше чем на 1100 единиц. Предполагается расширение производственных площадей (к примеру, для Московского городского суда строится новый «апелляционный» корпус). На эти цели государство выделяет соответствующие денежные средства.

 

— Не возникнут ли сбои в материально-технической стороне обеспечения судов? Если по уголовным делам времени достаточно (апелляционное производство заработает с 1 января 2013 года), то по гражданским оно вводится уже с 1 января 2012 года...

— Полагаю, что сбоев в материально-техническом обеспечении судов не будет. Апелляционные инстанции заработают точно в установленный Законом срок, в том числе и по рассмотрению гражданских дел.

Еще в начале 2010 года на совещании председателей судов по итогам работы за 2009 год Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев в преддверии введения новых правил апелляционного производства призвал судей второй инстанции максимально широко применять элементы апелляции, которые присутствовали в прежнем кассационном производстве. В частности, рекомендовалось при отмене судебного решения не направлять гражданские дела на рассмотрение в суд первой инстанции, а выносить самим новые решения; ввести в суд второй инстанции секретарей судебных заседаний.

Поставленные задачи судами выполнены, поэтому областные и равные им суды, тем более Верховный Суд РФ, готовы работать по новым правилам.

 

— Планируются ли последующие законодательные шаги по совершенствованию системы судов общей юрисдикции?

— Совершенствование системы судов общей юрисдикции происходило, происходит, будет происходить и дальше.

Законом «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» закреплено, что районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие смежные границы территории нескольких районов субъекта Российской Федерации.

В развитие этого установления и в связи с изменениями в законодательстве есть необходимость на базе нескольких судов организовывать один суд в судебном районе, который обладает юрисдикцией на территории нескольких административных районов со смежными границами.

Важнейшая задача (и даже не столько для судов) – снизить количество дел, которые поступают в суды общей юрисдикции. А оно очень значительно: в 2010 г. только гражданских дел судами общей юрисдикции рассмотрено око­ло 15 млн. А еще более 1 млн уголовных дел и свыше 5 млн дел об административных правонарушениях.

На снижение числа дел, поступающих в суды, направлен Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который вступил в действие совсем недавно – с 1 января 2011 года. Если он заработает в полную силу, количество дел в судах уменьшится, а это в конечном итоге повлечет улучшение качества и сокращение сроков их рассмотрения.

Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев является инициатором и активным сторонником внедрения в практику различных форм внесудебного урегулирования конфликтов между участниками гражданских отношений. Решение этих вопросов пойдет на пользу в первую очередь граждан и организаций. Всегда лучше, когда спор разрешается с участием посредников и конфликтующих сторон при их добровольном согласии.

Интервью провела Оксана Бодрягина,

«Юридическая газета»

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     



09.02.2012 01:30:40    Валерий

Господин Нечаев гладко стелит да жёско спать. Вот образчик двуличного чинуши. Декларируя верховенство закона в прессе, этот судебный деятель выносит решения полностью противоречащие его же выступлениям. Попробуйте остаться с ним на едине и узнаете , что Нечаев это волчара в овечьей шкуре. Фактически ему наплевать на законы и права человека. Для него главное, чтобы он, гоячо и сильно себялюбивый, не пострадал. Ну и ещё круговая порука. Особенно рьяно господин Нечаев крышует судью ВС РФ Горшкова В.В. Не верьте публичным выступлениям Нечаева - это сплошная ложь. Господина Нечаева нужно внести в первую сотню списка врогов народа.


23.01.2012 20:28:13    СВЕТЛАНА

ЗДРАВСТВУЙТЕ! СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЕСЛИ У НАС ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЛО С СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИНЯТО С НАРУШЕНИЕМ, А ЗА НИМ И КАССАЦИЯ И НАДЗОР , ПОРОВОЗИКОМ СМОЖЕМ ЛИ МЫ СЕЙЧАС ПОДАТЬ В СУД НА АПЕЛЛЯЦИЮ.


Все комментарии (2)
СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru