Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

«Неуголовные» налоги

Почти год назад вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который существенно изменил как налоговую, так и уголовную политику государства в сфере налоговых правонарушений и преступлений. Сегодня мы уже можем предварительно оценить последствия применения данного Закона и увидеть, что прогнозы авторов этого Закона начинают сбываться. Количество налоговых преступлений у нас в стране заметно снизилось.

Так, за 7 месяцев 2010 года всего по Российской Федерации выявлено 9855 налоговых преступлений (сокращение по сравнению с прошлым годом на 42%), из которых 6768 (68,7%) были совершены в особо крупном размере – сокращение по сравнению с прошлым годом на 47%. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей (сокращение по сравнению с прошлым годом на 5,1%). За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дела, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%).

Наибольшее сокращение количественных показателей мож­но отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица). Так, с января по август текущего года выявлено 1316 преступлений (сокращение на 66%). Размер причиненного материального ущерба составил 1,7 млрд руб. (сокращение на 46,7%). Закончено расследованием по ст. 198 УК РФ 1155 уголовных дел (сокращение на 66%). Направлено в суд 218 уголовных дел (сокращение на 80,4%), при этом выявлено 1179 лиц, совершивших указанные преступления (сокращение на 64,5%), из которых 216 привлечены к уголовной ответственности (сокращение на 80%).

 

«Особенные» преступления

Отвлекаясь от статистики, рассмотрим основные сформировавшиеся на сегодняшний день характерные черты и основные особенности налоговых преступлений.

1. Говоря о безусловной специфичности налоговых преступлений, нельзя не отметить, что во многом она обусловлена самой природой налогов как таковых. Люди априори не могут равнодушно относиться к той части своего дохода, которую они обязаны передать государству в виде налогов. Великие мыслители и государственные деятели всегда улавливали неоднозначное отношение отдельно взятого индивидуума к необходимости делиться нажитым с государством. В частности, Шарль Л. Монтескье отмечал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

В сознании человека по-разному оценивается возможность заработать, забрать или приобрести некое благо в виде денежных средств, имущества, иной выгоды лично для себя и отдать приобретенное или его часть без осязаемой и конкретной компенсации. Человек все заработанное считает своим, не осознавая, что часть из этого заработанного, подлежащая перечислению в государственную казну в виде налогов, изначально ему уже не принадлежит.

Отсюда, безусловно, правомерен интерес налогоплательщиков к тому, куда идут и на что тратятся налоговые платежи. Однако также безусловно и то, что уклонение от уплаты налогов недопустимо.

2. Особенность налоговых прес­туплений заключается и в том, что они достаточно легко могут стать инструментом в разного рода сражениях предпринимателей, близких и не очень родственников, политиков, чиновников. Всех перечислить достаточно сложно, да, наверное, и не стоит. В таких случаях сотрудники налоговых и правоохранительных органов становятся исполнителями чужой воли на возмездной (на заказ) или безвозмездной (по приказу или указанию) основе. Упомянем и тех предприимчивых контролеров, которые относятся к своей службе как к бизнес-проекту и кормятся с этого, а из чувства самосохранения отдают часть «заработанного» по начальственной вертикали, обеспечивая себе безопасность и возможность в дальнейшем заниматься противоправной деятельностью.

3. Помимо активного использования данного инструмента в конкурентной и политической борьбе налоговые преступления являются цент­ром, средоточием различных ин­те­ресов.

Во-первых, конечно же, фискальных. Суммы, которые могут приносить бюджету доначисления от выявленных фактов уклонения от уплаты налогов, не сопоставимы с суммами, поступающими по результатам рас­сле­дования всех иных экономических преступлений. Первые в разы больше.

Во-вторых, это как внутриполитический, так и внешнеполитический интересы: регулировка со стороны государства условий игры на предпринимательском поле и демонстрация мировому сообществу позитивного инвестиционного климата, частью которого является благоприятная налоговая и разумная уголовная политика.

В-третьих, возможность в любой момент показать, кто в доме хозяин, когда речь заходит об угрожающей криминализации сферы налогообложения или серьезном форс-мажоре экономико-финан­сового характера.

Нормальное и устойчивое состояние защищенности налоговой системы страны может быть обеспечено в том числе и балансом всех вышеперечисленных интересов. Без шараханий ни в сторону превращения налоговых преступлений в пустую формальность, дань непонятной традиции, ни в сторону закручивания гаек и всего остального, что закручивается.

4. Привлечение лица к уголовной ответственности за совершение налогового преступления невозможно без до­кументального подтверждения дан­­ного факта. Помимо основного доказательственного набора в виде надлежащего лица, самого факта совершения преступления, экспертных заключений и свидетельских показаний в основу обвинения должен быть положен документ, подготовленный соответствующим специалистом. Из этого документа со ссылками на действующие нормы налогового законодательства должно следовать: кто совершил противоправное действие, от уплаты каких налогов произошло уклонение и на какую сумму. Наличие такого документа является обязательным условием, основой расследования налогового преступления. Без него уголовное дело будет лишь набором справок, протоколов допросов, копий документов.

5. Налоговое преступление в современном УК РФ раскрывается через термин «уклонение», который согласно толковому сло­варю С.И. Ожегова означает «отклонение в сторону, чтобы избежать чего-нибудь», а также «устранение, отказ от чего-ни­будь». Он не является уникальным для уголовного права и используется в конструкциях и других статей Уголовного кодекса, например: уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы (ст. 314 УК РФ), уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ) и др.

Применительно к налогам данный термин, с нашей точки зрения, является вполне уместным, хотя и не охватывающим все многообразие потенциальных криминальных ситуаций в сфере налогообложения. Поэтому в современной редакции УК РФ используются также термины «неисполнение» и «сокрытие».

Рассматривая далее специфику налоговых преступлений, отметим, что в настоящее время проглядывается в целом два основных подхода к ним. В странах с сильной, оснащенной, профессиональной и мало подверженной коррупции налоговой службой и стабильным налоговым законодательством налоговые преступления пресекаются на их предкриминальном этапе – на стадии налогового правонарушения. Здесь же возмещается и причиненный ущерб, а также взыскиваются штрафные санкции и пени. Лишь в единичных случаях, когда по тем или иным причинам возможность завершить все в рамках административных процедур игнорируется или есть явный криминал, налоговое расследование перерастает в уголовное.

Напротив, в странах с постоянно меняющимся налоговым законодательством, периодически реформируемой налоговой служ­бой, в которой наблюдается постоянная смена работников, и высоким коррупционным индексом отмечается тенденция криминализации налоговых правонарушений, воздействия на налогоплательщиков методами уголовного закона, а не налоговых процедур.

Действительно, здесь явно прослеживается зависимость одного от другого: устоявшейся налоговой системы, сильной и неподкупной налоговой службы, с одной стороны, и уровня налоговой дисциплины, способности государства получать неуплаченные налоги, экономя средства уголовной репрессии, с другой.

 

Проблемы и преступления

Думается, что настало время затронуть и некоторые накопившиеся дискуссионные и проблемные вопросы в сфере изучения налоговой преступности.

1. Как один из способов попытаться сказать новое слово в правовой науке достаточно часто в последнее время используется метод обобщения всего того, что было проанализировано до тебя в различных по юридической природе областях, но объединенных при этом одним предметом исследования. В нашем случае это касается попыток слить в одну теорию все, что связано с налоговыми правонарушениями (административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, собственно сами налоговые правонарушения и налоговые преступления).

С нашей точки зрения, такая тенденция является если не опасной, то уж точно не имеющей под собой веских оснований и разумной аргументации. Об этом уместно было бы говорить в слу­чае если административные, налоговые и уголовные составы совпадали бы по конструкциям, но различались по размеру причиненного ущерба. Однако в перечисленных трех отраслях права диспозиции и санкции сконструированы строго в соответствии с традициями трех разных кодексов.

К тому же сегодня мы имеем такие разновидности государственной политики, как налоговая политика и уголовная политика, которые существуют отдельно друг от друга, пересекаясь лишь тогда, когда идет речь об установлении уголовной ответственности за противоправные деяния в сфере налогообложения. К тому же все, что связано со сферой налогообложения, отличается повышенной волатильностью. Таким образом, завтра мо­гут измениться не только сами диспозиции и санкции, но и какой-то из кодексов может потерять налоговые составы. И куда тогда деваться с теорией единого налогового проступка?

2. Еще один вопрос, который постоянно обсуждается, когда речь заходит о налоговых преступлениях. Должна ли наступать уголовная ответственность, если лицо погасило суммы налоговой задолженности, штрафные санкции и пени, или в таком случае можно ограничиться только материальным наказанием? Есть те, кто считает, что независимо от того, возмещен ущерб или нет, преступление было совершено и лицо должно понести за него наказание, а добровольное возмещение ущерба может являться лишь смягчающим обстоятельством. Есть также и те, кто считает, что государство должно ограничиться только фактом получения недостающих сумм налогов и штрафных санкций.

Обе точки зрения имеют право на жизнь. Все зависит от того, какая цель преследуется, что на данном конкретном этапе государство желает получить: мощную профилактику налоговой преступности, замешанную на неотвратимости наказания с высоким возмещением причиненного ущерба, или голый фискальный интерес, окрашенный в либеральные тона.

К тому же действительно стоит подумать, нужно ли пытаться поместить под пресс уголовного закона тех, кто впервые уклонился от уплаты налогов и добровольно возместил государству все, что тому причитается. Хотя в дан­ном случае термин «добровольное возмещение» можно применять лишь условно, так как сложно говорить о какой-либо иной разумной альтернативе, кроме как заплатить в бюджет, когда речь идет о возможной перспективе реального лишения свободы.

В любом случае, пока наше налоговое законодательство для обывателя не самая простая вещь, да и налоговая служба по части приветливости и готовности давать разъяснения не образец для подражания, можно говорить о возможности исправления налоговых «недоразумений» (даже в крупном и особо крупном размерах) без уголовно-процессуальной терапии, если, конечно, лицо совершает преступление в первый раз.

 

С Нового года

С 1 января 2011 года к подследственности Следственного комитета РФ будет отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ.

Как отмечают специалисты, «новые нормы позволят сконцентрировать налоговые дела в СКП, разделят оперативные действия (останутся у МВД) и следствие, что сделает практически невозможным заказные дела. При этом число налоговых дел снизится, так как СКП не станет заниматься мелочевкой, но бюджет недополучит налогов» (Казьмин Д. «Сизо без налогов». Ведомости. 21 января 2009 года).

Насчет недополучения налогов автор статьи абсолютно прав. Что касается невозможности возбуждать заказные дела, то данный тезис представляется весьма спорным, не подкрепленным разумной аргументацией. Разрыв оперативной и следственной составляющих не станет препятствием для тех, кто захочет использовать возможности уголовного преследования за налоговые преступления в своих интересах, а лишь приведет к тому, что немногие оставшиеся налоговые преступники смогут избежать неблагоприятных для себя последствий. И во многом это будет происходить в силу того, что следователи СК РФ, как можно предложить, будут рассматривать любой оперативный материал по налоговому преступлению, поступивший из органов внутренних дел как ап­риори заказной, и снова и снова отправлять его на доработку.

  

Статистика

В приведенной таблице содержится информация о правоохранительных и иных органах, выявляющих и расследующих налоговые преступления с момента появления налоговых преступлений еще в советском уголовном законодательстве до нынешнего положения согласно законодательству современной России.

 

 

Период

Правоохранительный орган, на который возложено выявление налоговых преступлений

Орган государственной власти, на который возложено осуществление предварительного расследования по делам о налоговых преступлениях

1986-1992

Министерство внутренних дел СССР

Министерство внутренних дел Российской Федерации

1992-1995

Департамент налоговой

полиции Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

1995-2003

Федеральная служба налоговой полиции России

Федеральная служба налоговой полиции России

2003-2010

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

с 01.01.2011

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Следственный комитет Российской Федерации

 

 

Оглядывась немного назад, вспомним два эпизода. Первый относится к началу 1995 года, когда подводились итоги работы за 1994 год в одном из территориальных подразделений налоговой полиции.

Когда речь зашла о количестве уголовных дел, возбужденных по налоговым составам действовавшего тогда УК РСФСР, руководство оперативного подразделения посетовало, что те уголовные дела, которые возбуждаются следователями системы МВД, расследованием затягиваются ввиду сильной занятости последних и трудностей межведомственного взаимодействия.

Второй эпизод произошел весной 2003 года, когда решение об упразднении ФСНП России было уже принято, но юридически служба работала до 1 июля 2003 года. Тогда на одном из больших межведомственных совещаний один уважаемый руководитель милицейского следствия на вопрос из зала, как же будет организовано расследование налоговых преступлений после упразднения налоговой полиции, ответил, что любой следователь органов внутренних дел может без труда расследовать любое налоговое преступление в минимально отведенный УПК срок и через два месяца направить его в суд. Я помню, что тогда никто не стал дискутировать с генералом, однако через три года, когда следователи органов внутренних дел уже вовсю расследовали налоговые составы, тот же руководитель признал, как же неправ он был тогда. Дела по налоговым преступлениям отличаются повышенной сложностью как при квалификации, так и на всех этапах расследования, а также, как правило, многоэпизодностью, необходимостью тщательно выстраивать доказательственную базу. Упустишь один момент – развалится все дело. Добавим сюда общественный резонанс, который сопутствует таким делам, повышенный интерес прокуратуры и либеральность судейского корпуса, – все это делает расследование налоговых преступлений весьма и весьма нелегким. 

Опыт нескольких правоохранительных органов показывает, что все-таки должна быть единая правоохранительная цепочка от выявления налогового преступления до возбуждения и расследования уголовного дела.

Подытоживая данную тему, отметим, что в итоге только время покажет, как новые правила о  подследственности реализуют себя.

 

Иван Соловьев

заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     


СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru