Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

Бизнес и среда обитания: экологическое законодательство на пороге реформации

Процесс реформирования законодательства в области защиты окружающей среды вышел на финишную прямую – новые экологические инициативы, подготовленные по поручению Кремля, скоро пополнят думский портфель. И вряд ли надолго там задержатся, учитывая позицию Президента РФ, озвученную на заседании президиума Госсовета 9 июня. Какие стимулы для бизнеса намерены использовать власти, чтобы повысить экологичность производств, и какие неутешительные перспективы ожидают собственников предприятий-загрязнителей? С этим вопросом мы обратились к члену Комитета Совета Федерации ФС РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, координатору партии «Единая Россия» по вопросам экологии, кандидату юридических наук Константину Валерьевичу ЦЫБКО.
 
— Константин Валерьевич, ревизия экологического законодательства, которую поручил провести глава государства, идет уже не первый год. Как продвигается работа?
 
— Законодательство в области охраны окружающей среды сегодня активно обновляется. Недавно глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Юрий Петрович Трутнев в ходе выступления на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» представил довольно объемный пакет законодательных инициатив, которые готовятся к внесению в Государственную Думу.
Наиболее «глобальным», на мой взгляд, является законопроект «О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования негативного воздействия на окружающую среду», который предусматривает четкие сроки и порядок перехода промышленных предприятий на так называемые наилучшие доступные технологии. Важно подчеркнуть, что речь идет о применении в России не только экологически чистых технологий отечественных разработчиков, мы намерены ориентироваться на разработки мирового уровня. В частности, за основу будут взяты технические стандарты европейских стран, которые признаются наиболее экологически чистыми в мире.
Для осуществления столь масштабной экологической реформы, безусловно, необходимо время, поэтому предполагается поэтапный переходный период до 2020 года.
 
—   В отношении каких производств бизнесу следует в первую очередь готовиться к нововведениям?
 
— Это затронет прежде всего работу всех вновь вводимых в эксплуатацию производств, которые на старте должны будут основываться исключительно на наилучших доступных экологических технологиях, причем не сегодняшнего дня, а стандарта 2020 года.
Что касается уже действующих промышленных предприятий, то на их собственников возлагается обязанность начать техническое перевооружение, завершить которое нужно не позднее пяти лет за пределами 2020 года. При этом, по моему убеждению, говорить о предоставлении дополнительной пятилетки нужно только в отношении тех предприятий, которые начали переход не аккурат к 2020 году, а задолго до этого. Ситуаций, когда 31 декабря 2019 года компания запустила процесс перевооружения и получила пятилетний запас по времени, быть не должно.
 
—  Что ждет собственника предприятия, который не может (ситуацию «не хочет» мы не рассматриваем) в силу объективных причин, например из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов, перейти на новые технологии в экологической сфере?
 
– Мы не говорим о введении каких-то запредельных и невыполнимых экологических требований. Речь идет о переходе на наилучшие и доступные технологии. Если на промышленном предприятии аналогичного профиля, к примеру в Германии или во Франции, существуют технологии, использование которых обеспечивает необходимый уровень экологической безопасности, то они должны быть применены и у нас. Если же план перевооружения не выполняется из-за недостаточного финансирования, то речь идет о нерентабельности бизнеса и последующей смене собственника.
Практически 15-летний срок, который дается на экологическую модернизацию, вполне разумный и более чем достаточный. Давайте вспомним период индустриализации 30-х годов прошлого века, когда была создана фактически вся промышленность СССР. Неужели в XXI веке не хватит 15 лет для того, чтобы перейти на соответствующие новые технологии?
На самом деле количество предприятий-загрязнителей не так велико – 60% вреда наносит меньше сотни производств. Конечно, индивидуальный подход к перевооружению возможен, однако в отношении сроков он неприемлем.
 
—  Константин Валерьевич, какие еще законодательные инициативы из «экологического» пакета на подходе в Думу?
 
— Не менее важный законопроект касается экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, который решает давно назревшую проблему советского наследия в виде огромного объема отходов (и промышленных, и бытовых). Предлагается ввести законодательные механизмы, определяющие четкие правила и предусматривающие экономические стимулы, которые позволят сделать переработку отходов полноценной отраслью экономики. Опыт прошедших лет показывает, что сдвинуть эту сферу с мертвой точки и привлечь в нее бизнес можно лишь путем существенной правки федерального законодательства.
Пакет законодательных инициатив включает также проекты «О повышении эффективности государственного мониторинга и экологического контроля», «О ликвидации экологического ущерба», «О защите морей от нефтяных загрязнений». Разработка последнего вызвана прошлогодними событиями в Мексиканском заливе. Сюда же входят законопроекты «О экологическом аудите» и «Об особо охраняемых природных территориях» – он призван качественно повысить эффективность работы заповедников, заказников и национальных парков и уровень их самофинансирования (в том числе путем развития экологического туризма).
 
— Процедура прохождения экологического аудита будет изменена? Не рассматриваются ли предложения сделать его проведение обязательным?
 
— Сейчас компании, которые планируют выход на международный рынок или выпуск IPO, в обязательном порядке должны иметь заключение экологического аудита. И хотя для внутреннего рынка такой аудит носит добровольный характер, бизнес понимает перспективность этого направления.
С уверенностью можно сказать, что со временем проведение экологического аудита до заключения различного рода корпоративных и имущественных сделок станет и для российских компаний обычной практикой. Столь же востребованной, как, к примеру, проверка в преддверии сделок деятельности предприятия с точки зрения финансовой и налоговой отчетности. Однако вопрос об обязательном характере процедуры экологического аудита пока не стоит.
 
— Какие изменения в части платежей и штрафных санкций ожидают «загрязнителей»?
 
— Размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые не менялись с далекого 1991 года, предполагается значительно поднять. В течение первых трех лет платежи увеличатся в 2,2 раза, а к 2020 году – еще в 2 раза. Одновременно будут существенно повышены и штрафные санкции за несоблюдение экологического законодательства – в 5–6 раз.
 
— Каким образом предполагается искоренять «экологический нигилизм»?
 
— Президент дал поручение внедрить нормы экологического образования, что позволит воспитать поколение, которое будет совсем по-иному относиться к природным богатствам, воспринимать окружающую среду как нечто необходимое для жизни, а вопросы ее защиты и охраны считать делом естественным. И начинать этот процесс необходимо как можно быстрее. К сожалению, несколько поколений людей, воспитанных в советскую индустриальную эпоху, не понимают значимости экологии. Цена, которую мы платим за такое непонимание, более чем высока: 10 млн россиян проживают на территориях с высоким уровнем загрязнения.
Важно, чтобы сегодняшние дети, которые в ближайшие 10–20 лет придут в бизнес и будут управлять государственными институтами, были экологически образованными. Такие понятия, как развитие промышленности и сохранение окружающей среды, должны стать для них неразрывными.
Хотя нужно признать, что уже сейчас, во многом благодаря открытости общества и новому формату международного общения, качество жизни определяет в том числе и экологическая составляющая.
 
— Следует ли бизнесу рассчитывать на «экологическую амнистию», о проведении которой заявил глава государства в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию?
 
— Предприятиям, которые приступили к переходу на наилучшие доступные экологические технологии и запустили соответствующие работы по модернизации производств, засчитают в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду средства, потраченные на новое оборудование. Помимо этого, предусмотрены ускоренная амортизация и дотирование банковских процентных ставок по кредитам.
Все эти льготы и послабления, которыми бизнес сможет воспользоваться в период проведения технологического перевооружения, и есть, по сути, «экологическая амнистия», о которой говорил глава государства.
 
— Российские экологи заявляют о нарушениях в ходе олимпийского строительства. В частности, речь идет о впадающей в Черное море реке Мзымта, русло которой загрязняется строительным мусором, и о проекте добычи песка в районе курорта Анапа. С одной стороны, Олимпиада-2014 – это грандиозный бренд государственного значения, с другой – неизбежные негативные последствия для природы. Как разрешить «конфликт интересов»?
 
— Действительно, на начальных этапах олимпийской стройки были выявлены факты нарушения экологических требований и нормативов. После вмешательства высшего руководства страны был принципиально пересмотрен подход по строительству и месту расположения ряда объектов. Безусловно, любая стройка оказывает негативное воздействие на окружающую среду, наша главная задача – найти баланс интересов и свести этот негатив до минимума.
В европейских государствах, где вопросам экологии уделяется большое внимание, также строятся горнолыжные курорты и другие спортивные объекты. Однако они грамотно вписываются в природный ландшафт, что позволяет не просто не ухудшить, а в перспективе даже улучшить состояние прилегающих лесонасаждений и береговых линий. К примеру, за счет дополнительных финансовых поступлений от таких объектов, которые расходуются в том числе и на поддержание территорий в надлежащем состоянии.
На сегодняшний день периодически возникают замечания по олимпийской стройке, но они не носят глобальный характер. Взаимодействие между экологической общественностью и государством по данному вопросу осуществляется на постоянной основе.
 
— Константин Валерьевич, Вы входите в состав Правления Ассоциации юристов России. Каким образом можно использовать потенциал Ассоциации в части совершенствования экологического законодательства и решения проблем в данной сфере?
 
— Есть конкретное предложение. Ассоциация юристов России располагает целой сетью бесплатных юридических консультаций, на базе которых можно не только собственно консультировать граждан по вопросам нарушения их конституционного права на благоприятную окружающую среду, но и осуществлять защиту этого права при содействии общественных организаций. Например, направлять запросы в контролирующие природоохранные органы, готовить судебные иски в защиту широкого неопределенного круга лиц от неправомерных действий в экологической сфере.
Такая мощная структура, как Ассоциация юристов России, может и должна стать сильным инструментом воздействия на собственников предприятий-загрязнителей, а также на недобросовестных чиновников, которые порой закрывают глаза на вопросы экологии.
 
Интервью провела Оксана Бодрягина,
«Юридическая газета»

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     


СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru
Бесплатная юридическая консультация Бесплатные юридические консультации по телефону.