Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

Малый бизнес: мнимое преимущество

Один из основных вопросов, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса, – где этот бизнес развивать? Арендные отношения отличаются крайней нестабильностью: контрагент вправе в любое время отказаться даже от бессрочного договора. С принятием в 2008 году Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства...» у малого и среднего бизнеса появилось преимущественное право на приобретение арендуемого имущества. Однако механизм реализации этого права вызывает много вопросов.
 
Воспользоваться преимущественным правом на приватизацию субъект малого и среднего бизнеса может при выполнении следующих четырех условий.
1. Арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с договором (договорами) аренды непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ, то есть до 5 августа 2008 года.
2. Отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням).
3. Площадь арендуемых помещений не превышает размеров, установленных законами субъектов РФ.
4. Арендуемое имущество не включено в утвержденные субъектами РФ перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.
В силу действующей редакции Закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, пользующийся арендуемым помещением, например, с 2009 года, никогда не приобретет право на выкуп, поскольку не арендовал недвижимое имущество до 5 августа 2008 года. Таким образом, сфера действия Закона № 159 постоянно сужается, поскольку все меньше компаний соответствует условиям реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Разумнее было бы отсчитывать данный срок с момента подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества либо с момента принятия решения об условиях его приватизации.
Теперь поговорим о предельных значениях площади арендуемого недвижимого имущества. Поскольку минимальные размеры площадей не установлены Законом № 159, власти субъектов РФ имеют право устанавливать их на свое усмотрение. Анализируя региональное законодательство, можно заметить, что чем выше стоимость недвижимого имущества в регионе, тем меньше площадь помещения, которое может быть выкуплено субъектами малого и среднего бизнеса.
Так, в Краснодарском крае площадь арендуемых помещений, в отношении которых возможна реализация преимущественного права приобретения, не может превышать 3000 кв. м, в Воронежской области – 1500 кв. м, в Тверской области – 1000 кв. м, в Санкт-Петербурге – 500 кв. м, а в Москве – всего 100 кв. м.
 
Перечень, свободный от контроля
Наиболее интересным представляется последнее из четырех перечисленных условий реализации преимущественного права.
В Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором предусмотрено право органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, отсутствуют какие-либо критерии для включения имущества в указанные перечни.
Пунктом 4.1 данного Закона предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в такие перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Однако на федеральном уровне подобные нормативно-правовые акты до сих пор не разработаны. А Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП предоставлена возможность Департаменту имущества города Москвы до разработки и утверждения положения о порядке ведения перечня осуществлять внесение изменений в перечень своими распоряжениями.
Не регламентирована и процедура исключения конкретного объекта из перечня (например, по предложению малого и среднего бизнеса).
Согласно пункту 4 ст. 18 Закона № 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако ни Законом № 209-ФЗ, ни Законом № 159-ФЗ не предусмотрен механизм контроля над фактическим использованием помещений, входящих в перечень, в интересах малого и среднего бизнеса.
Итак, органы власти имеют под рукой действенный и вполне законный способ лишить малый и средний бизнес возможности реализации преимущественного права на выкуп арендуемых помещений.
Закон № 159-ФЗ по сути является нормативно-правовым актом с высокой степенью коррупционной составляющей, поскольку органы власти субъектов РФ имеют возможность бесконтрольно включать недвижимое имущество в перечень. Налицо наличие широких дискреционных полномочий у должностных лиц государственных органов, что согласно ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» служит достаточным основанием для проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы Закона № 159-ФЗ. Однако сегодня каких-либо сведений о ее проведении нет.
 
Ограничение права
Законом № 159-ФЗ предусмотрено два способа реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: по инициативе органов государственной власти либо по инициативе малого или среднего бизнеса. Поговорим о втором способе.
Согласно пункту 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего бизнеса вправе направить в уполномоченный орган (в Москве – Департамент имущества города Москвы) заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны:
– обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества;
– принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
– направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Итак, государственные органы обязаны обеспечить малому и среднему бизнесу возможность выкупа арендуемого помещения. Однако на практике эту обязанность чиновники выполняют крайне редко.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Закона № 159-ФЗ» высказана следующая позиция: перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом.
Между тем арбитражные суды Московского округа, не считаясь с мнением вышестоящей инстанции, называют основанием возникновения отношений при приватизации муниципального имущества, в рамках которого может быть реализовано преимущественное право субъектов МСП на приобретение арендуемого имущества, включение арендуемого имущества в прогнозный план (программу) приватизации (постановления ФАС МО от 07.05.2010 № КГ-А41/2842-10, от 14.10.2010 № КГ-А41/12411-10).
По сути, к реализации преимущественного права по инициативе малого и среднего бизнеса арбитражные суды Московского округа в своих постановлениях установили дополнительное требование – включение арендуемого имущества в прогнозный план (программу) приватизации.
Подведем итог. Принятие решения о включении конкретного объекта в программы приватизации государственного имущества субъектов РФ находится в исключительной компетенции органов власти субъектов РФ, а действенного механизма контроля над данным процессом пока что не создано. В связи с этим реализация преимущественного права на выкуп арендуемого помещения субъектами малого и среднего бизнеса либо невозможна либо связана с крайне высокими коррупционными рисками.
 
Алексей Пушкарев,
юрисконсульт аудиторской компании «МКПЦН», эксперт в области проведения антикоррупционной экспертизы

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     



23.02.2012 22:37:56    Царьков Сергей Анатольевич

Я судился с КУИ администрации г.Энгельса Саратовской области в течении 3 лет.В арбитраже при вынесении решения судья не применил статью обязательной к применению,то есть при подсчёте срока посчитал по факту а не со следующего дня как положено по закону.Теперь в течении 3 лет я пытаюсь доказать что на момент вступления в силу 159-фз я был арендатором.Всем по барабану.Одни отписки. Приставка "ДО" в законе рушит все надежды предпринимателей. Согласно правописанию в русском языке приставка "ДО"-до подьезда,до черты,до какого то действия но не как на момент. Значить в законе должно прописано "на момент вступления в законную силу",а не как "до дня вступления". Все желеют но ни кто ни чем помочь на может.Просто чиновники угробили бизнес и ВСЁ! Ответ присылайте на почту : ser-sir@mail.ru


Все комментарии (1)
СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru
Бензиновый электрогенератор GMGen: генератор бензиновый купить. Стартер,генератор ремонт,продажа.