Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ
15.07.2011 | Медиация

Третий в споре не лишний

При возникновении спора представители абсолютно любой сферы бизнеса имеют возможность прибегнуть к услугам медиатора. Здесь главным видится наличие у сторон современных взглядов, а также не только желание урегулировать конкретный спор, но и общая нацеленность на модернизацию общения с деловыми партнерами. Кроме того, для максимально эффективного применения такого способа разрешения конфликта важно хорошо представлять себе основные принципы медиационного процесса, правила и стадии его проведения.
 
Как стать посредником?
В случае появления каких-либо разногласий стороны, если таково их обоюдное желание, могут обратиться за помощью к одному или нескольким медиаторам (профессиональным или любителям, взимающим плату за свои услуги или проводящим процедуру медиации бесплатно).
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе вправе лица старше 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
К посредникам-профес­сионалам предъявляются более строгие требования. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» это должны быть лица не моложе 25 лет, с высшим профессиональным образованием и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ.
Медиаторами не могут стать лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы. Судья также не является медиатором, он лишь вправе предложить сторонам процедуру медиации.
Предпочтительно, чтобы медиатор не консультировал конфликтующие стороны по правовым вопросам, поскольку это может привести к потере непредвзятости с его стороны. Правовую консультацию сторонам лучше получать у другого лица.
Также в обязанности медиатора не входит предлагать сторонам собственное решение их спора: стороны должны прийти к консенсусу сами. От посредника требуется лишь содействие. Он выступает не простым переговорщиком, а в роли незаинтересованной третьей стороны, которая содействует ведению переговоров, стремится создать благоприятные условия для разрешения конфликта.
Любопытно, что в требованиях к профессиональному медиатору не уточняется, какое именно высшее образование у него должно быть. В основном в медиаторы идут юристы, но они, как правило, делают упор на правовую сторону дела, а психологический аспект, весьма важный в процессе урегулирования какого бы то ни было конфликта, остается без внимания. Поэтому было бы целесообразно привлекать к работе не только юристов, но и психологов, и т. д.
 
Медиация и суд
Можно выделить три вида медиации.
Во-первых, внесудебная медиация, то есть осуществляемая вне суда. В ходе такой процедуры стороны ищут решение, подписывают медиативное соглашение.
Во-вторых, досудебная медиация. К ней стороны обращаются исходя из имеющегося между ними соглашения (к примеру, в договоре может быть указано, что при появлении разногласий между сторонами они будут улаживаться посредством процедуры медиации, и только после этого – в суде).
Наконец, в-третьих, – медиация, осуществляемая в суде. Согласно п. 2 ст. 7 Закона о медиации процедура медиации может быть проведена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства по инициативе самих сторон либо по предложению судьи. Здесь «впереди планеты всей» оказался АС Омской области, в котором 14.01.2011 по делу № А46-16046/2010 впервые в нашей стране в ходе рассмотрения корпоративного спора было утверждено мировое соглашение, основанное на медиативном соглашении, которое было заключено сторонами в ходе проведения процедуры медиации с привлечением профессиональных медиаторов.
Необходимо отметить, что для применения процедуры медиации в ходе судебного разбирательства по инициативе сторон требуется согласие всех сторон. Это подтверждается и судебной практикой. Так, суд отклонил ходатайство истца об отложении заседания в связи с проведением процедуры медиации ввиду отсутствия согласия другой стороны (Постановление ФАС УО от 17.03.2011 № Ф09-262/11-С4). 
 
В поиске компромисса
Порядок проведения процедуры медиации устанавливается сторонами в подписанном ими соглашении. В нем должны быть указаны сведения о медиаторе либо об организации, оказывающей услуги по проведению процедуры медиации; о предмете спора; об условиях участия сторон в расходах; о порядке выбора или назначения посредников; о стандартах и правилах их профессиональной деятельности, установленных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке ее проведения, в том числе права и обязанности сторон, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров; иные условия. Наличие подписи медиатора на данном соглашении не обязательно.
Сама процедура начинается со вступительного слова медиатора, в котором разъясняется суть медиации, ее основные принципы (равноправие сторон, конфиденциальность, беспристрастность посредника и пр.).
Затем выясняются позиции и интересы сторон: каждая из них представляет свою версию причин возникновения конфликта и высказывает свои требования.
Основная стадия медиации представляет собой обсуждение условий и поиск решения проблемы, которое может устроить все стороны. Если стороны согласны, то можно проводить совместные переговоры в одном помещении; если нет, то медиатор проводит встречи отдельно с каждой стороной. Здесь все зависит от желания сторон.
Что же касается сроков, то они определяются вышеупомянутым соглашением. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок, не превышающий 60 дней (ст. 13 Закона о медиации). Впрочем, в исключительных случаях (в связи со сложностью спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов) данный срок может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора, но он не должен превышать 180 дней. Исключение – срок проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, который не может быть более 60 дней.
Вместе с тем при готовности сторон к сотрудничеству не исключено, что вся процедура займет один день.
 
По итогам переговоров
Конечным «продуктом» успешно проведенной процедуры является медиативное соглашение. Оно составляется в письменной форме, по усмотрению сторон может (но не обязано) быть заверено нотариально. Медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. По сути оно представляет собой гражданско-правовую сделку, подлежащую исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона о медиации «медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством».
Следовательно, если одна из сторон откажется от исполнения медиативного соглашения, другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав в суд, то есть в данном случае применяются нормы гражданского законодательства.
Медиативное соглашение, заключенное сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, суд вправе утвердить в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством. Такое соглашение может использоваться в качестве исполнительного листа.
При менее благоприятном исходе процедура медиации прекращается путем:
– оформления соглашения сторон о проведении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;
– подачи медиатором заявления в письменной форме о прекращении процедуры медиации, направленного сторонам после консультаций с ними ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения;
– подачи заявления в письменной форме одной, несколькими или всеми сторонами, направленного медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации.
В заключение отметим, что успешный исход переговоров во многом зависит именно от медиатора; более того, его роль в урегулировании конфликта может оказаться ключевой. Он должен разбираться в юридической стороне споров, выступать в роли грамотного психолога, конфликтолога и даже лингвиста, уметь найти подход к каждой стороне. Активная и в то же время гибкая позиция медиатора, его готовность к восприятию предложений и рассмотрению различных вариантов исхода спора – залог успешного завершения медиации, преодоления конфликта между сторонами, а впоследствии – развития и гармонизации деловых отношений и формирования этики делового оборота в целом.
 
Ирина Легашова,
юрисконсульт ООО «Башремстрой»

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     



19.07.2011 19:52:54    Андрианов Сергей Борисович

Не согласен, что медиатор не должен вырабатывать своё решение, а лишь содействовать достижению соглашения. Для чего тогда законом предъявляются квалификационные требования к медиатору? Модернизация сама по себе не является целью, это лишь опосредованный результат деятельности медиатора, причём, далеко не основной. О судебной медиации, полагаю, говорить некорректно. Во-первых, медиация есть законодательно установленная одна из альтернатив обращению с иском в судебный орган. Во-вторых, вся регламентация поведения лиц в процессе устанавливается соответствующим отрасли судопроизводства процессуальным законом. Процедуры медиации не являются судебными процедурами и не могут ими являться. Обращаясь к медиатору, обе стороны признают его авторитет и обязуются исполнить медиативное соглашение, если оно будет заключено.


Все комментарии (1)
СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru