Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

Обвинительный уклон и «корпоративные соображения»

Выражение «обвинительный уклон» глубоко укоренилось в общественном сознании. Оно создало особый контекст, который невозможно игнорировать. Если по большинству надуманных показателей (например, приравнивание количества обращений в суд с востребованностью судебной системы) картина безоблачная, то с обвинительным уклоном проблема.

 

 

Суть обвинительного уклона

Обвинительный уклон – это готовность судьи априори согласиться с предъявленным обвинением, а вся судебная процедура рассматривается не более  как скучный ритуал. Если быть предельно лаконичным, то сущность обвинительного уклона равна отказу суда быть властью. Незначительный процент оправдательных приговоров означает, что судья не чувствует себя хозяином в процессе, а оказывается скорее техническим исполнителем, не обладающим достаточной компетентностью, чтобы оценивать состоятельность уголовного обвинения.

Выражение «обвинительный уклон» содержит очень мощный критический посыл, который отрицает наличие судебной власти, что является сильным раздражителем. Видимо, именно поэтому Председатель Верховного Суда РФ считает нужным обращаться к этой теме в попытке «доказать» необоснованность подозрений в безразличии судей, рассматривающих уголовные дела, к сути осуществляемой деятельности.

Следует отметить, что сам термин «обвинительный уклон» в юридической науке не проработан. Но при этом он является очень значимым для общественного мнения, которое невозможно постоянно игнорировать. А тот нечеткий смысл, который вкладывается в выражение «обвинительный уклон» размазан между предварительным следствием и судом. Если в научных работах словосочетание «обвинительный уклон» и используется, то скорее как уступка под натиском общественного мнения, жаждущего целостных, емких определений. «Обвинительный уклон» в этом плане очень удачное выражение. Оно заключает в се­­­­­бе множество раскрываемых смыслов, которые обнажают важные концептуальные провалы в судебной реформе. Однако юридическая наука, расчлененная заживо на множество подотраслей и растащенная по углам сотрудниками разных кафедр, не в состоянии осмыслить термин, позволяющий создать целостную картину. Оно и понятно, при оперировании сильными, а главное всем понятными формулами уже не получится заниматься мелочами и частностями. Можно даже утверждать, что на изучение емких понятий вроде «обвинительный уклон» наложено негласное табу. Между тем его масштабность способна разрушить традиции мелкотемья. Отечественная юридическая наука хотя и преуспела в деталях, но не решается приступить к анализу глобальных вопросов. Таким образом, сегодня нет четкой научно обоснованной всем понятной матрицы, с помощью которой можно было объективно оценить судебную систему. 

Это обстоятельство и лежит в основе подмены смысла, традиционно вкладываемого людьми в понятие «обвинительный уклон», который был совершен Председателем Верховного Суда РФ. Эта подмена позволяет уходить от решения насущных проблем и,  манипулируя общественным мнением, создавать иллюзию развития.

 

В чем смысл оправдательных приговоров?

Надо отметить, что доля оправдательных приговоров является важным качественным показателем правосудия. В том случае если их количество ничтожно мало, возникает вопрос о целесообразности самого суда. Люди теряют доверие к судам и далее к государственной системе. В современном мире немыслимо государство без постоянного обращения граждан в суды. При длительном игнорировании этого аспекта создаются предпосылки для утраты государством рычагов  управления. В том случае если в судах идет спектакль по одному и тому же набившему оскомину сценарию «Перепиши обвинительное заключение», будущее  государства под угрозой. По утверждению доктора юридических наук, заместителя председателя Международного союза юристов И. Трунова, «В дореволюционной России количество оправдательных приговоров составляло 25–30%, сейчас в Европе — 15–20%. Даже военные трибуналы в период Великой Отечественной войны выносили семь процентов оправдательных приговоров».

Важность количества оправдательных приговоров как показателя качества правосудия очевидна всем. 20 июля 2010 г. в Санкт-Петербурге на встрече с представителями всех ветвей власти Президент России Дмитрий Медведев заявил, что количество оправдательных приговоров служит объективным критерием, говорящим об эффективности функционирования судебной системы.

 

Реальная статистика

Количество оправдательных приговоров в России ничтожно. Количество лиц, в отношении которых вынесен оправдательный приговор по сравнению с теми, в отношении кого вынесен обвинительный приговор составляет 0,67% по данным за 2008 г. По данным за первое полугодие 2010 г. это доля несколько возросла и составляет 1,02% (отчет о  работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел Форма 1: www.cdep.ru/index.php?id=5&item =354).

Чтобы понять глубину этой проблемы, рекомендую ознакомиться с Аналитической запиской Института проблем правоприменения «Обвинительный уклон в уголовном процессе: фактор прокурора» (www.enforce.spb.ru/wp-content/uploads/pm_3_prok_final_site.pdf). Секрет в том, что есть большая разница между категориями дел. Основная часть оправданий приходится на процессы частного обвинения, которые, составляя одну десятую, дают 68% всех оправданий. Если исключить эту категорию дел, то получается, что доля оправдательных приговоров снижается. Например, если исключить дела частного обвинения, то за 2008 г. были вынесены оправдательные приговоры в 0,2% случаев, а за шесть месяцев 2010 г. этот показатель равен 0,27%. Соответственно, никакой динамики в работе судов общей юрисдикции не наблюдается. Процент оправдательных приговоров стабильно не высок .

 

Скупые диалоги и продолжительное молчание

Диалог общества и судов общей юрисдикции редкость. Поэтому особенно интересны поводы, по которым он возникает. В частности, это происходит, когда руководство системы судов общей юрисдикции считает нужным отрицать наличие обвинительного уклона. Выражение «обвинительный уклон» обладает поистине волшебным действием. Стоит его произнести, как,  руководство Верховного Суда РФ пробуждается, вступает в диалог и представляет интересные аргументы. Один из таких аргументов прозвучал в недавнем заявлении Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева Так, 11 ноября в Екатеринбурге этот чиновник в ходе рабочей поездки, совершаемой чтобы провести совещание с председателями областных и окружных судов Уральского федерального округа, выступая перед журналистами, мотивировал отсутствие обвинительного уклона, тем, что каждый четвертый обвиняемый был освобожден от уголовной ответственности.

Правда, говорить о том, что диалог с обществом состоялся можно лишь с некоторой с долей условности. Полный текст выступления не найти. Сайт Верховного Суда РФ об этом умалчивает, нет даже сообщения о рабочей поездке председателя. Симптом более чем тревожный. Однако нужно сказать «спасибо» журналистам, обнародовавшим высказывания Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, которых видно, что глава системы судов общей юрисдикции приложил много усилий к тому, чтобы свести проблему обвинительного уклона, к количеству обвинительных приговоров, в то время как отталкиваться нужно от доли оправдательных приговоров.

 

Насколько слова расходятся с делом

В этой ситуации нельзя делать вид, что «паровоз вперед летит». Приходится как-то обыгрывать тему. Так 20 июля минувшего года Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев пояснил, что  количество оправдательных приговоров в целом – 2,4 %. Если сравнить эти данные с реальной статистикой, то можно легко убедиться, что это неправда. Не очень понятно, что именно имел в виду Председатель Верховного Суда РФ. Скорее всего, он просто исказил статистику (иначе произошедшее не объяснить, вряд ли чиновнику столь высокого ранга представляют неверные сведения). Но процент оправдательных приговоров столь мал, что даже такая коррекция  не развеивает негативное впечатление.

Видимо, именно поэтому в дальнейшем потребовалось при­менить творческую новацию. Была произведена подмена понятий. Вместо обсуждения доли оправдательных приговоров акцент перенесли на количество дел, по которым уголовное преследование было прекращено.

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев мотивировал отсутствие обвинительного уклона, следующим образом: «Мы рассмотрели в первом полугодии этого года (теперь уже минувшего – прим. ред.) дела в отношении 566 тысяч лиц, каждый четвертый был освобожден от уголовной ответственности именно в суде».

Здесь произведена подмена смыслов. Вместо того чтобы выводить понятие «обвинительный уклон» из соотношения  оправдательных и обвинительных приговоров, оно выводится от соотношения об­­­винительных и тех дел, по которым прекращено уголовное преследование по различным основаниям: от применения амнистии до смерти обвиняемого, сюда же включается такая категория, как прекращение уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим. В представленной статистике нет разбивки этого пункта, но в любом случае нельзя связывать число дел, по которым прекращено уголовное преследование с активной позицией суда, ведь все эти основания не зависят от его усмотрения. Скорее наоборот: просматривается намерение замаскировать пассивную роль суда, когда суд не является органом, принимающим решения, скрыть эту ситуацию посредством подмены смыслов. Количество дел, по которым прекращено уголовное преследование как правило составляет около четверти. Поэтому никакого рывка в работе судов общей юрисдикции не наблюдается. Она является стабильной, и если ранее существовали основания, позволяющие констатировать: в деятельности судей весьма заметен обвинительный уклон, то они не исчезли и сейчас.

Совершить указанный маневр с подменой смысла председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву во многом позволила недостаточная научная проработанность этого вопроса. Ведь до сих пор нет общепризнанного термина «обви­­­нительный уклон», а при совершении подмены он отталкивался именно от не имеющего четкой дефиниции обвинительного уклона.

 

Царица доказательств 

Известно, что одиозный слуга сталинского режима прокурор РСФСР Н.В. Крыленко запомнился, в том числе и тем, что пропагандировал признание вины обвиняемым, как основного доказательства. Его позиции вошли в некоторые теоретические конструкции, которые как видно очень прилежно усвоили иные юристы.

В беседе с журналистами 11 ноября 2010  г. В.М. Лебедев заявил следующее:

«Но есть и другая форма рассмотрения уголовных дел – особый порядок, сокращенный, без исследования доказательств, в котором постановление оправдательного приговора невозможно, потому что подсудимый сам признает свою вину. За это осужденный получает преференцию – ему может быть назначено не более двух третей от возможного наказания. В таком порядке дел у нас 53%» (www.ekboblsud.ru/news.php?id=546).

Суть этого высказывания опять же сводится к поиску аргументов в защиту того, что обвинительного уклона не существует. Однако, приведенная аргументация юридически некорректна. При рассмотрении дела в порядке главы 40 УПК РФ постановление оправдательного приговора прямо не запрещено. Эта мысль достаточно подробно разработана учеными:  «В статьях гл. 40 не содержится запрета на оправдание подсудимого. В ч. 7 комментируемой статьи говорится лишь о том, что «если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор...» Это положение отнюдь не равнозначно запрету на вынесение оправдательного приговора, если судья убедится, что обвинение полностью не обосновано. В противном случае оправдательный приговор подвергается неправомерной дискриминации. В самом деле, почему можно вынести обвинительный приговор без непосредственного исследования доказательств, подтверждающих обвинение, но нельзя постановить приговор оправдательный?» (см. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Смирнов А.В., Калиновский К.Б. СПб., 2003. С. 665).

Более того, при рассмотрении дела по правилам главы 40 УПК РФ предполагается оценка достаточности доказательств судьей. То есть формула о внутреннем убеждении судьи, как основании обвинительного приговора работает. Часть 6 ст. 316 УПК РФ возлагает на судью обязанность выйти из особого порядка и рассматривать дело в общем порядке, если к тому есть достаточные основания.

Но этой аргументации, впрочем, как и однозначных норм закона судьи не желают замечать. Они настолько тяготятся своей обязанностью принимать решение по существу, что наполнили нормы закона совершенно иным смыслом, который устоялся и стал настолько привычным, что эти положения, как аксиому, на всю страну провозглашает председатель Верховного Суда РФ.

Особый порядок принятия судебного решения (глава 40 УПК РФ) направлен на экономию времени, но не предполагает снятия с судьи ответственности за постановление обвинительного приговора. Именно с этой целью в законе предусмотрена норма для перехода в общий порядок разбирательства как по инициативе сторон, так и по инициативе суда. Однако судьи расценивают особый порядок, позволяющий отключить собственное мышление и, видимо, совесть.

Приведенное высказывание Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева направлено на создание видимости качественных изменений и основано на устоявшемся в судейской сообществе юридически некорректном толковании правовых норм. 

Очевидно, что борьба по замалчиванию цифр о реальном состоянии уголовного судопроизводства ведется давно и активно. Так на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Президент Д. Медведев не мог поверить в реальные цифры:

Д. Медведев: Спасибо, Мара Федоровна. Я, честно говоря, единственное не понял из вашего выступления, то ли ослышался, то ли вы так сказали: сколько, Вы сказали, у нас оправдательных приговоров?

М. Полякова: 0,8 процента.

Д. Медведев: Я думаю, что это неточная цифра. Я, конечно, проверю, просто мне самому как юристу это любопытно. Я позвоню Председателю Верховного Суда.

М. Полякова: По данным судебного департамента.

Д. Медведев: У нас их, наверное, немного, но другие цифры назывались, не 0,8 процента. Я проверю просто, мне самому стало интересно… это очень важный индикатор. Но эта цифра, мне кажется, неточная. Я обязательно проверю, потом вам расскажу о том, что мне удалось найти (см. стенографический отчет о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (http://www.kremlin.ru/transcripts/6074).

 

Суть словесных манипуляций Председателя ВС РФ

Если открыто обсуждать тему незначительного количества оправдательных приговоров, и детально разбираться в проблеме обвинительного уклона, то следует оценить и качество судебной реформы. Придется прямо ответить на вопросы – есть ли в России судебное разбирательство по уголовным делам?

Судебное разбирательство имеет смысл в том случае, когда есть возможность принять решение. Если же исход известен заранее и вынесение обвинительного приговора предрешено самим фактом предъявления обвинения, нельзя говорить об авторитете суда.

В силу традиций никто не ожидает от судьи разбирательства по уголовному делу. Именно это лежит в основе проблемы с отсутствием оправдательных приговоров. Проще говоря, сегодня вопрос вины вне компетенции суда. Можно с этим соглашаться или спорить, однако таковы реальные, хоть и негласные правила. Вся свобода судьи при рассмотрении уголовного дела сводится к исключению избыточно вмененных статей, каких-либо квалифицирующих признаков, а также решению мелких процессуальных вопросов вроде порядка исследования доказательств, определения рецидива и проч. Даже вопрос наказания, каким бы странным это не показалось, выведен из компетенции судьи. УК РФ предполагает большие диапазоны в назначении наказания, но по каждому виду преступлений уже сложилась своя практика. Задача судьи сводится только к тому, чтобы эту традицию воспроизвести. Незначительные от­­­клонения возможны, тем более практика назначения наказания по совокупности преступлений нивелирует любые флуктуации.

Реальность такова, что суд является структурой просто аккумулирующей ожидания и надежды людей, но не органом власти. При этом суд низведен до уровня лакея, изображающего хозяина. Для этого ему нужны не граждане, а толпа. Главной ценностью суда становится его внешний лоск. Качественная декорация – это именно та задача, к которой вновь и вновь возвращается судебная реформа. В этих условиях переход от холостого механизма к реальному даже не планируется. Никто из работающих в судебной системе России, как руководство, так и рядовые сотрудники, не имеют четкого представления, что же делать, если все же решиться и взять на себя всю полноту ответственности. Традиции судебной работы – это традиции прилежного исполнителя. Поэтому вне зависимости от того, каким объемом полномочий будет наделен суд, он никогда не забывает, что всегда остается на вторых ролях. 

Наиболее ярко эта тенденция проявляется при рассмотрении уголовных дел. Таким образом, проблема отсутствия оправдательных приговоров вытекает из самой организационной механики, которая не предполагает существование суда как органа, принимающего решение по существу. Именно на эту амбразуру ложится Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев всякий раз, когда искажает статистику по оправдательным приговорам, либо производит подмену понятий, отождествляя обвинительный уклон с количеством обвинительных приговоров.

  

Модель, не допускающая самостоятельности 

Вопрос заключается в том, как долго общественности будут вешать лапшу на уши? Ведь провал реформы в системе судов общей юрисдикции очевиден для всех. И проблема именно в неверных организационных решениях. Судьи ориентируются на схему работы, не допускающую самостоятельности. Эту мысль четко сформулировал Президент Д. Медведев: «Ведь в чем еще проблема? Она иногда психологическая. Оправдательный приговор – это, по сути, противопоставление позиции суда позиции следствия. И на это судье зачастую пойти довольно сложно. Я не говорю о каких-то там случаях просто преступного влияния на судью, а просто по психологическим, даже по профессиональным, если хотите, по корпоративным соображениям».

 

Михаил Поздняков

научный сотрудник Института проблем правоприменения

при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     



29.04.2012 21:06:52    ZmeiGorinih2010

Статья интересная, но пустая. Хорошо бы статистику по иностранным судам привести. А то ведь разговор ни о чем получается! Ну мало оправдательных приговоров, но ну и что? Вообще то я считаю, что "вор должен сидеть в тюрьме". И сравнивать показатели надо по континентальному правосудию, к которому относится и Российская система. У нас ведь, все что можно сказать, проверить и перепроверить уже сказано, проверено и перепроверено до суда (кроме статей частного обвинения, по которым как раз и большой процент оправдательных приговоров). А вот в Англии и Америке, там да, суд это целый спектакль, с предъявлением неожиданных для сторон доказательств, изменениями обвинения, и т.д. и т.п.


27.01.2012 21:50:53    Андрей

Отличная статья. Всё - абсолютная правда. Дело Медкова в Ставропольском крае - классика российского правосудия. Судьи в РФ - морально ущербные люди. И государство это проблема совершенно не волнует. Потому что гнилое государство обеспечивает гнилое правосудие.


27.10.2011 00:23:23    Миннулла улы Мавлетзян Гайнуллин

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ УКЛОН В ПРАВОСЛАВНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ЮРИСТОВ ВОЦЕРКОВЛЕННЕГО ГОСУДАРСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕЯ РУСИ И ПАТРИАРХА РПЦ КИРИЛЛА ОПИРАЕТСЯ, ИСКЛЮЧИЕТЕЛЬНО, НА "САМЫЙ ГУМАННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАНОН": "ВСЕ ХРИСТИАНЕ И ДРУГИЕ БАРАНЫ ПАСТВЫ МЁРТВОГО ХРИСТА В МИРЕ ПРИГОВАРИВАЮТСЯ К СМЕРТИ В МОМЕНТ РОЖДЕНИЯ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, "ЗА ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ ПРАРОДИТЕЛЕЙ", ПО ВОЛЕ БЕС-ДЕТНЫХ ЦЕЛИБАТОВ-ЛЮДОЕДОВ "РПЦ", "ВОСКРЕСШИХ ИЗ МЁРТВОГО ЦАРСТВА КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО, КАК ПРОРОК ХРИСТОС", ПОСЛЕ БЕС-ПОЩАДНЫХ СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛОВ БЕС-МОЗГЛЫМИ КРЕЩЁНЫМИ ВОИНАМИ МЁРТВОГО ХРИСТА В ПОДВАЛАХ, В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА НКВД ПРАВОСЛАВНОГО ПОПА "РПЦ" И ВОЦЕРКОВЛЕННОГО, НО, ВЕЛИКОГО ВОЖДЯ "КПСС" "ТОВАРИЩА СТАЛИНА"! ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Само слово «Таинство» указывает, что Оно не подлежит исследованию Разумом («Homo sapiens»!), а принимается Верующим сердцем («Насосом», управляемым «Патриархом, Управляющим отцами»!). «…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…» (Ин. 3,5). «…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…» (Мк. 16, 16) Церковные Таинства являются Божественным установлением, и совершает их Сам Господь. Таинством называется такое священное действие, в котором видимыми знаками и символами тайно (непостижимым образом) подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия. Дверью в Церковь Христову служит Таинство Крещения: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому это Таинство называется еще «духовным рождением». Для некрещеного человека врата рая закрыты. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. (Ин. 3.5) - И перед вознесением на небо благословил их, - Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28, 19). Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего, самого главного священнодействия, троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода издревле была символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило - благоухание Святого Духа. Белые одежды новокрещенного - освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной; и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу. Требования к участникам Таинства Крещения младенцев. Младенцы не могут осознанно приступить к Таинству Крещения, поэтому крещение детей совершается по вере родителей и восприемников (крестных родителей), которые становятся полноправными участниками этого Таинства наряду с младенцами. К Таинствам Церкви допускаются только крещеные люди православного вероисповедания не отпавшие от церковного общения. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов [1], но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не Причащался – фактически не желал иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Поэтому прежде участия в Таинстве Крещения таким отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяется со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Здесь следует отметить, что Покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь. По гречески покаяние звучит как «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума». Перемена ума - это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему, что исключает формальное отношение к этому Таинству. Эти подготовительные требования относятся не только к родным родителям ребенка (в крайнем случае, к одному из них), но и к крестным родителям. Кроме того, приступающий к Таинствам Церкви, несомненно, должен знать основы Православного вероисповедания: во что он верит и на Кого уповает. Поэтому, как минимум, необходимо хорошо понимать толкование на Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие (например, от Марка). Крещение младенцев без подготовки родителей допустимо только «страха ради смертного», т.е. в случае угрозы жизни ребенка (тяжелая болезнь, срочная сложная операция). Если Вы живете полноценной церковной жизнью и приступали к Таинству Святого Причастия не позднее, чем год назад, то непосредственно перед крещением младенца исповедоваться и причащаться не обязательно. Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями. В течение первых сорока дней после рождения ребенка матери «по обыкновенному закону естественного очищения», являющемуся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине, воспрещается вход в храм. На сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, которого Она носила и с которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу. Что происходит во время крещения? Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований. Нам Оставляются ВСЕ НАШИ ГРЕХИ, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан. Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника. Крестные родители - восприемники. Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед так разъясняет роль восприемников: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность». Родителям необходимо помнить, что к решению окрестить ребенка они должны приложить сознательное обещание Богу воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но, кроме их обязательства, требуется и обязательство крестных родителей. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь от сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру. Вообще, необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по сложившейся традиции, бывает двое восприемников: мужчина и женщина. При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Предпочтительно, чтобы мальчика держал крестный отец, а девочку крестная мать, но если это затруднительно, то можно держать по очереди. После троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному или крестной (в зависимости от пола крещаемого). Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители стараются научить крестников вере и благочестию, приобщают к Таинствам православной церкви и до конца своих дней молятся за них. Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на него большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого. Совершенно недопустимо, чтобы крестными становились люди, отпавшие от Церкви вследствие совершения тяжких (смертных) грехов. (см раздел «Требования к участникам Таинства Крещения младенцев», стр. 3). Прежде участия в Таинствах Церкви таким людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние в Таинстве Исповеди. Это относится не только к крестным, но и к родителям. Для тех, кто не воцерковлен, исповедь обязательна! Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что, предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере. Поэтому, прежде чем предложить кому-то стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя: сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде. При том, что восприемники отвечают перед Богом за воспитание своих крестников, родители несут всю полноту ответственности за духовное, душевное и телесное развитие своих детей, и крестные являются лишь помощниками в этом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз показывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, живущих церковной жизнью в ее Таинствах. Желательно, чтобы за некоторое время до крещения ребенка крестные родители исповедовались и причастились. Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. В духовном родстве брак запрещен между восприемниками и воспринятыми в Таинстве Крещения, а также с родителями воспринятых. То есть крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же крещаемого) могут состоять в браке между собой. Чин оглашения. Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…». Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы. Три запрещения на нечистых духов. Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства. Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов [2] его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает [3] и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере». Отречение от сатаны. Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны. Исповедание верности Христу. Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом. Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями - злом, кроющимся в сердце его. Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник. СИМВОЛ ВЕРЫ 1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь. Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении. Если человек не согласен хотя бы в малости с Символом Веры, т.е. не имеет должной веры, то ему нельзя приступать к Таинству Крещения лично и даже крестить собственных детей. Чему он их научит? Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники и родители и, если они забывают об этом, то совершают тяжкий грех. Подробное толкование на Символ Веры можно найти в любой книге «Закон Божий». Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами I и II Вселенских Соборов. I Вселенский Собор принял семь членов Символа веры, II - остальные пять. I Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор - в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни. Таинство Крещения. Само слово «Таинство» указывает, что Оно не подлежит исследованию Разумом («Homo sapiens»!), а принимается Верующим сердцем («Насосом», управляемым «Патриархом, Управляющим отцами»!). Освящение воды. В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы». Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода - первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила - таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода - символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию. Освящение елея. После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5). Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром. Погружение в купель. Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения - погружение в купель. Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест - знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками - здесь и теперь - жизни вечной. Облачение новокрещенного. Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, - это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть - это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть - это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте. Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский).


29.07.2011 00:28:11    Александр Лиам

Давно ждал от Вас такую статью, Михаил, спасибо. Какой острый ум и умение смотреть на вещи по существу. Правосудия не существует ни по уголовным, ни по административным делам: и было бы бесполезно его там искать. Суд существует только гражданском судопроизводстве (не принимаю во внимание арбитражную систему), да и то зачастую в искажённом виде. Печально это всё, уважаемый, но это производная нашего общества. Видимо, лучшего мы не заслужили...


Все комментарии (4)
СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов
28.05.2012
16:21
ФСС и ПФР перейдут под контроль Минсоцтруда
25.05.2012
16:22
Услуги иностранной фирмы по бронированию гостиницы через интернет-сайт НДС не облагаются
15.05.2012
10:26
С 23 мая электронные счета-фактуры станут легальными


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2012, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru