Электронная версия

Ставка ЦБ РФ - 8,25%
МРОТ - 4611 руб.

СТАТЬИ

Проблемы функционирования международной системы страхования автогражданской ответственности «Зелёная карта» в рамках РФ

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в последние годы приобрела значительный масштаб как в контексте обеспечения общественной безопасности, так и в рамках широкого круга государственно-правовых преобразований.

 

В развитие нормативных предписаний, направленных на защиту прав потерпевших на возмещение вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств, проведена работа по совершенствованию правовых и организационных основ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Введены механизмы прямого возмещения убытков, упрощённого порядка оформления ДТП. Значительный шаг был сделан по распространению на территории России международных систем страхования, в частности системы «Зелёная карта». С 1 января 2009г. Российский союз автостраховщиков (РСА) вступил в международную систему «Зелёная карта» в качестве национального страхового бюро системы «Зелёная карта». До вступления России в международную систему страхования «Зелёная карта» полисы Зелёной карты приобретались у иностранных страховщиков, поскольку российские страховщики не могли выступать эмитентами полисов «Зелёная карта». Эта деятельность осуществлялась на легальной основе и опиралась на соответствующее законодательство (ФЗ от 25 ноября 1996г. №135-ФЗ «О ратификации Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающего партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны»). После вступления России в международную страховую систему национальным законодательством и положениями Внутреннего регламента Совета Бюро «Зелёная карта» был введён запрет на продажу иностранными компаниями своих сертификатов «Зелёная карта» на территории России. К сожалению, далеко не все иностранные компании оказались добросовестными и до сих пор продолжают распространение у нас своих сертификатов, что ведёт к обману потребителей.

Кроме вышеуказанной проблемы, на сегодняшний день в России существуют и иные негативные моменты, связанные с деятельностью системы «Зелёная карта». Со стороны ряда агентов и брокеров, представляющих компании участницы-Бюро (согласно данным с официального сайта Российского союза автостраховщиков на сегодняшний день действуют 10 агентов РСА (http://www.autoins.ru/ru/greencard/ru/korrespondenti/spisok.wbp), были выявлены случаи недобросовестной конкуренции: попытки занижения тарифов или, наоборот, попытки заставить страхователя оплатить расходы по оформлению полиса дополнительно, хотя данные расходы уже заложены в тариф. По общему правилу все полисы «Зелёная карта» продаются по единым тарифам, определённым на дату оформления (оплаты) полиса. Дата начала срока действия полиса не влияет на тарифы. Подобные действия подрывают доверие страхователей к отрасли в целом и мешают эффективной работе.

Ещё одним острым вопросом является система тарифов на полис «Зелёная карта». Теоретически в зависимости от валютных колебаний и других факторов тарифная сетка может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На изменении цен можно сэкономить около 7% от стоимости сертификата. Например, автовладелец собирается поехать в Финляндию на своём легковом автомобиле на несколько дней с 20 октября 2009г. Ему нужен полис «Зелёная карта» со сроком действия 15 дней. Если он оформит  полис  до 15 октября 2009г. (например, 10 октября 2009г.), то заплатит за полис 1550 руб. (условная цена). Если он оформит полис «Зелёная карта» с 15 октября 2009г. (например, 20 октября 2009г. прямо перед поездкой), то заплатил за полис 1670 руб. (условная цена). Получается, что одинаковый полис можно купить за разную стоимость. Следует помнить, что по российским правилам полис «Зелёная карта» можно приобрести за 30 дней до начала поездки. Кроме того, стоимость страхового полиса зависит от категории транспортного средства, срока страхования (от 15 дней до 1 года) и страны, в которую лицо планирует ехать. В большинстве западных стран финансовые затраты на «Зелёную карту» незаметны, так как включены во «внутренний» полис ОСАГО.

Кроме того, по данным российских страховых компаний, случаи, когда карта заканчивается за границей, нередки в силу тех или иных форс-мажорных обстоятельств. Невозможно продлить срок действия полиса, необходимо приобрести новый экземпляр. В таком случае возможно несколько вариантов поведения, предложенных п.12 Официальных рекомендаций Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии для таких ситуаций (Согласование требований, касающихся международных автомобильных перевозок, и их облегчение): купить полис в России, а потом привезти его в страну, где находится автомобиль; купить в стране пребывания полис национального ОСАГО (его минус в том, что он действует только в стране приобретения) или найти в стране пребывания филиал российской страховой компании, продающей «Зелёные карты».

«Зелёная карта» неудобна и с точки зрения расторжения договора. В соответствии с п.31 раздела V Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта», утверждённых Коллегией бюро «Зелёная карта» (ред. от 11 марта 2010г.)  при отказе страхователя от договора страхования до начала срока страхования страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.

Некоторые смешивают КАСКО, ОСАГО и «Зелёную карту» и считают ненужным приобретать «Зелёную карту» при поездке в иностранное государство при наличии ОСАГО или КАСКО. КАСКО защищает только собственный автомобиль от различных повреждений, а ОСАГО и «Зелёная карта»  защищают всех тех, кому автовладелец может причинить вред при управлении автомобилем (им будет выплачена компенсация, предусмотренная местными законами). При этом ОСАГО и «Зелёная карта»  защищают и самого водителя, так как ему не придётся самостоятельно оплачивать ущерб, который он может причинить другим. ОСАГО действует на территории России, а «Зелёная карта» - за  границей, на территории всех стран-членов международной системы страхования «Зелёная карта». Если распространить ОСАГО на все страны-члены международной системы страхования, то стоимость полиса ОСАГО придётся повысить для всех российских водителей. Включение «Зелёной карты» в ОСАГО на данный момент выглядит нецелесообразным в силу того, что небольшой процент российских автовладельцев использует личный транспорт для поездки за рубеж.

Несмотря на все сложности вступление России в систему «Зелёная карта» — факт положительный не только для имиджа российских страховщиков, но и для потребителя. Главный плюс отечественной «Зелёная карта» — это возможность получить консультацию на русском языке при ДТП за границей. Ведь правильно заполнить страховые документы на иностранном языке довольно трудно. РСА даже открыл специальную горячую телефонную линию для попавших в ДТП водителей, которые приобрели российские «Зелёная карта». Теперь же защита интересов российского автолюбителя будет осуществляться на уровне Российского национального бюро «Зелёная карта» (внутри РСА). Более понятной стала и процедура покупки и использования карты.

В России выплаты по «Зелёной карте» производятся в соответствии с нормами Закона об ОСАГО. Не имеет значения, кто был виновником ДТП: россиянин с полисом ОСАГО или иностранец с полисом «Зелёная карта», выплата будет одинакова. Для России лимит ответственности по ОСАГО (по состоянию на 19 сентября 2010г.) составляет 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. Таким образом, больше 120 тыс. руб. в данном случае по «Зелёной карте»  не выплатят. Недостающую сумму (разницу между размером убытка и 120 тыс. руб.) можно взыскать непосредственно с виновника ДТП в судебном или досудебном порядке. С 2011г. планируется увеличение лимитов ответственности (страховых сумм) по ОСАГО в России до 200 тыс. руб. на каждого потерпевшего по имуществу и до 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего (при вреде жизни или здоровью).

Если вы решили поехать на машине за границу, во избежание проблем лучше заранее позвонить в РСА и уточнить особенности национального законодательства той страны, куда вы отправляетесь. 

 

В случае возникновения ДТП по вине иностранного гражданина Национальное страховое Бюро страны посещения гарантирует возмещение ущерба любой пострадавшей стороне, действуя, таким образом, как если бы оно само являлось страховщиком.

 

Кристина Лебедева

юрист

Написать комментарий

Внимание! Если у Вас возникли вопросы, добро пожаловать в Центр Консультаций
Ваше имя:
Ваш комментарий:
Число с картинки:
     


СОБЫТИЯ ДНЯ
Вступил в силу «сухой» закон


НОВОСТИ
19.09.2012
18:34
Ставка рефинансирования увеличилась с 8 до 8,25 процентов
03.08.2012
18:34
Налоговикам запретили беспричинно блокировать счета
18:33
С 1 августа 2012 года вступила в действие поправка, связанная с изменением порядка подписи электронного счета-фактуры.
02.08.2012
14:52
За непроведение обязательного аудита придется заплатить штраф в размере 700 тыс. рублей
05.06.2012
17:52
Депутаты рассматривают новый порядок применения специальных налоговых режимов


ОПРОС РЕДАКЦИИ
Приглашаем принять участие в блиц-опросе по теме: «Конкурс законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям»


ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Ассоциация юристов России Торгово-промышленная палата РФ
Goltsblat BLP сообщает о расширении налоговой практики в России/СНГ и назначении Евгения Тимофеева на должность партнера и ее руководителя
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Magisters объединяются для создания крупнейшей юридической фирмы в СНГ
26 - 27 октября – Всероссийский Конгресс «Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2011 Осень»
27-29 сентября – VI Всероссийский Конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью 2011 Осень»
«Коррупция и долги: анализ конкретных случаев и общих закономерностей»
27-29 октября – IV Международная конференция «Медиация – инвестиция в будущее»
12 сентября – «Разрешение международных коммерческих споров: страны СНГ»
25.07.2011
АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» и «реал,- Гипермаркет» поддержали фонд «Подари Жизнь»
21.07.2011
ВТБ и АСВ подписали Генеральное соглашение о помощи Банку Москвы
О выборе банка-агента для выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК» и ООО КБ «РАТИБОР-БАНК»
О наступлении страхового случая в отношении ООО «АМТ БАНК»
Все пресс-релизы >>
Обслуживание компьютеров
Бухгалтерское обслуживание
Copyright © 2010 - 2013, еженедельная "Юридическая газета", тел (499) 611-70-07, info@yur-gazeta.ru
финские двери москва