Владельцев катеров будут наказывать рублем

Владельцев катеров будут наказывать рублем

Каждый год с наступлением лета приходят сообщения об авариях с участием частных катеров, яхт или лодок.

Практически во всех случаях причина происшествий одинакова — маломерные суда не проходят сертификацию, а управляют ими люди, не имеющие соответствующей подготовки.

«МН» выяснил, что делается для того, чтобы исправить ситуацию.

Одно из недавних сообщений: недалеко от Туапсе в районе Джубги перевернулся катамаран с отдыхающими. Погибли 2 молодые женщины — одна приехала отдыхать из Мордовии, другая — из Белгорода.

Правила эксплуатации этого маломерного судна говорили о том, что брать на борт больше 12 человек категорически запрещается. И это с учетом экипажа. Уже после трагедии следователи установили, что на катамаране находились 55 человек. При этом было продано только 20 билетов, с остальных отдыхающих владельцы брали деньги неофициально.

Сразу после случившегося правоохранители завели уголовное дело. Владелец судна был немедленно задержан, а капитан попытался скрыться. Его поймали только спустя сутки.

Глава компании — изготовителя судна и разработчик его проекта Дмитрий Сребный рассказал, что перевернувшийся катамаран был построен в 2008 году. Гарантия на него 6 лет, после этого судно должно было быть утилизировано. Но владелец судно не уничтожил, а попросту продал. Новый хозяин убрал водонепроницаемые переборки и надстроил вторую палубу, за счет надстройки уровень устойчивости катамарана уменьшился.

 

«Я думаю, получилось так: на борт зашла вода, на второй палубе началась паника. Из-за жадности владельцы закрыли глаза на судоходные качества», — резюмировал Сребный.

Не прошло и недели после трагедии на Черном море, как в акватории реки Волги в Мышкинском районе столкнулись четырехпалубный теплоход «Алексей Толстой» и яхта «Потудань». Из-за полученных повреждений яхта потеряла плавучесть и затонула. К счастью, обошлось без жертв. Всех оказавшихся в воде пассажиров судна, среди которых было 12 детей, успели спасти.

На борту теплохода находились 78 членов экипажа и 153 пассажира. «В результате инцидента никто не пострадал, пробоин у теплохода нет, разлива топлива не произошло», — рассказал представитель местных властей.

Через несколько часов после столкновения теплоход отправился дальше по маршруту. Яхта силами Рыбинского пожарно-спасательного гарнизона поднята из воды и передислоцирована к берегу.

21 июня в Самаре в районе одного из популярных пляжей произошло столкновение катера и прогулочной лодки. Среди ее пассажиров была 28-летняя певица Юлия Гольдина. Девушка несколько суток считалась пропавшей без вести. Только в воскресенье, 23 июня, спасатели обнаружили ее тело в Волге. Четверо пассажиров выжили, им помог выбраться очевидец аварии. По словам руководителя поисково-спасательной службы Самарской области Олега Моцаря, за рулем лодки в момент аварии могла быть девушка, не имевшая прав на управление судном.

Можно ли найти управу на владельцев катеров, гидроциклов и других плавающих средств, нарушающих правила поведения на воде? Что делать, чтобы прекратились трагедии?

«Ужесточение законодательства и контроля за действиями владельцев — это один из вариантов», — говорит доктор юридических наук Леонид Гуляев. Он считает, что в России власти относятся к тому, что происходит на воде, спустя рукава. «Летний сезон короткий, владельцев катеров не так много, поэтому никто не обращает на эту проблему внимания. Между тем практически все происшествия происходят по вине и разгильдяйству людей», — убежден юрист.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Воронежской области Сергей Хренов назвал главной проблемой, которая приводит к событиям с печальными последствиями, смешные штрафы для владельцев катеров и гидроциклов. К примеру, наказание за превышение скорости и несоблюдение требований навигационных знаков — от 300 до 500 рублей.

«Только за минувшие выходные по этой статье в Воронежской области было выписано 28 протоколов. Но сами понимаете, владельцы катеров — люди, как правило, обеспеченные. Для них такие штрафы, как для слона дробина», — говорит руководитель пресс-службы.

Сейчас в Госдуме проходят второе чтение поправки в КоАП, которые должны увеличить штрафы за нарушение правил плавания в 20-30 раз. Спасатели рассчитывают, что это станет хоть каким-то тормозом для нарушителей правил.

КСТАТИ

В 2017 году изменились правила эксплуатации маломерных судов в приграничных водных зонах. Каждое плавательное средство должно быть поставлено на особый учет, а при работе с туристами выходить в море можно только на определенное расстояние. Между тем владельцы судов игнорируют требования властей. Сколько потенциально опасных катеров и яхт находится на побережье Черного моря — пограничной зоны — до сих пор никто толком не знает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here