Аттестация учителей в 2020 году

Ни для кого не секрет, что будущее страны стоит за подрастающим поколением. Именно потому государство старается уделять как можно больше внимания системе образования. Вот только взгляды на то, что для школьников важнее, у всех разные: кто-то настаивает, что нужно разработать грамотные учебные пособия (чем новее и патриотичнее, тем лучше), а кто-то требует финансовых вливаний, чтобы снабдить школы необходимым оборудованием. Одни говорят о важности проведения ЭГЕ и ОГЭ, а другие требуют их отменить. Но остается еще один важный момент, без которого система образования потерпит крах.

Речь о том, как важно обращать внимание на компетентность педагогического состава, ведь основным звеном в образовательной структуре РФ является именно учитель. Необходимо контролировать, способны ли педагогические работники взаимодействовать с детьми и качественно доносить до них материал, а единственный способ сделать это – всероссийская аттестация. В 2020 году Министерство образования планирует провести обязательную проверку педагогов по новой форме. Что она будет из себя представлять, вы узнаете из данной статьи.

Зачем нужна новая форма аттестации для учителей?

Аттестация учителей в 2020 году

Аттестация — это плановая проверка знаний и умений педагога. Но разве это вообще нужно? Зачем проверять людей, которые всю свою жизнь занимаются именно тем, что контролируют уровень знаний учеников? И если одна схема аттестации уже была придумана, то зачем изобретать велосипед и подбирать новые проверочные методики для педагогов? Дело в том, что существующие системы аттестации несовершенны и имеют ряд недостатков.

  • Нынешняя аттестация не всегда показывает реальное положение вещей. Например, для прохождения проверки учитель обязан провести открытый урок. Педагог проводит его так, как ему удобно, по той теме, в которой он сам разбирается – а значит, такая “проверка” по факту ничего не показывает;
  • Педагогу необходимо хранить большое количество бумаг (дипломы, грамоты, сертификаты, дипломы о прохождении дополнительных курсов и т.д.);
  • В каждом регионе разрабатывается свой собственный способ аттестации (в одних областях России проводится мониторинг знаний учащихся, которых “ведет” данный преподаватель; в других внимание обращается лишь на заслуги педагога; а в третьих необходимо провести очный открытый урок). Из-за этого государство не может выполнить объективное сравнение и понять, как отличается уровень образования в разных региональных единицах;
  • Имеющаяся аттестация никак не влияет на карьерный рост и заработную плату преподавателя.

Как будет проходить аттестация учителей в 2020 году?

Аттестация учителей в 2020 году

Еще в 2018 году министр образования Ольга Васильева, давая интервью известному телеканалу, сообщила, что готовится масштабная реформа проведения аттестаций для педагогов. А уже в  2019 году была проведена тестовая апробация данной модели проверки компетентности преподавательского состава. Ее уже прошли 615 преподавателей и около 500 студентов педагогических направлений.

Согласно новым правилам и порядкам, аттестация будет проводиться совершенно одинаково во всех регионах Российской Федерации. Объединять информацию из разных регионов позволит специально разработанная система ЕФОМ (Единые Федеральные Оценочные Материалы). Аттестация будет состоять из нескольких частей:

  • письменная работа;
  • показательный видео-урок;
  • решение возникшей проблемной ситуации;
  • отзывы от руководства образовательного учреждения, учеников и выпускников школы.

Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.

Письменная работа

Данный вид проверки охватывает сразу несколько направлений: во-первых, работа содержит задания по преподаваемому предмету (что позволяет объективно оценить знания преподавателя в своей отрасли), а во-вторых – задания по методикам обучения и воспитания детей. С помощью такой письменной работы проверяется умение учителя грамотно преподносить и объяснять материал подопечным. На работу с оценочными материалами отводится всего 2 часа.

 

Показательный видео-урок

Учителю необходимо провести открытый урок и записать его полностью на видеокамеру. С помощью данного задания независимые эксперты смогут оценить практические умения и знания преподавателя, а также его поведение в “полевых условиях”. Впрочем, видеоматериала для получения “зачета” недостаточно – также необходимо предоставить несколько рабочих тетрадей учеников с выполненными заданиями по данному уроку и выставленными оценками.

Решение проблемной ситуации

Данный вил контроля производится с помощью компьютера, который выдает различные проблемные ситуации. Преподавателю необходимо оценить обстановку и разработать план действий, который позволит урегулировать эксцесс. Ситуации могут быть самыми разными:

  • ребенок обратился с жалобой на одноклассников или родителей;
  • ученик систематически не выполняет домашние задания;
  • школьник был пойман на воровстве в учебное время, и так далее.

Отзывы

Несмотря на то, что данный этап аттестации не является на сто процентов объективным (ведь проверить честность отзывов невозможно), он все равно был приписан к новой форме аттестации в качестве её четвертой ступени. Директору образовательного учреждения необходимо написать отзыв о проверяемом преподавателе; кроме того, свой отзыв должны оставить выпускники школы.

В общей сложности на выполнение заданий отводится около 4 часов, однако все этапы проводятся в разные дни. Преподавателю также необходимо предоставить дополнительное «портфолио», в котором будут следующие документы:

  • справка от директора школы (работодателя) о том, что данный педагог действительно преподает в данном учебном заведении;
  • результат среза знаний учеников, с которыми работает проверяемый учитель.

Как будет оцениваться аттестация?

Результат прохождения аттестации будет оцениваться по стобалльной шкале: 60 баллов учитель может получить исключительно за свои старания (открытый урок, письменное задание, работа с проблемными ситуациями), а еще 40 баллов дадут остальные методы оценивания (до 25 баллов педагогу начислят за показатели класса, выбранного для среза знаний; 5 баллов — за отзывы учеников; 10 баллов — за отзыв администрации образовательного учреждения). Чтобы успешно пройти аттестацию, необходимо набрать хотя бы 60 баллов.

Кому необходимо проходить аттестацию в 2020 году?

Прежде всего, такой контроль необходимо пройти всем выпускникам педагогических ВУЗов, желающим работать в образовательном учреждении. После того как молодой педагог проработает в школе 2 года, ему предстоит снова столкнуться с аттестацией. Спустя еще несколько лет преподаватель может заново выполнить все этапы мониторинга, чтобы получить первую категорию (в дальнейшем данный термин будет заменен на категорию «Учитель-методист»).

Аттестация учителей в 2020 году

Еще через некоторое время педагог может снова пройти аттестацию и уже получить звание «Учитель-лидер», и так далее. Подобная система проверки знаний преподавательского состава поможет не только проанализировать работу образовательных учреждений и выявить существующие пробелы в системе образования, но и сделать профессию педагога более престижной. Новые должности позволят преподавателям двигаться по двум направлениям:

  • по горизонтальной линии: оставляя за собой статус преподавателя, но при этом подтверждая и повышая свою категорию;
  • по вертикальной линии: занимать более высокие должности без прохождения дополнительного обучения.

Такие продвижения не могут не сказаться и на заработной плате учителя. Аттестация поможет отсеивать некомпетентных учителей и обеспечивать достойной зарплатой выдающихся педагогов России. Подводя итог, следует отметить, что новая форма аттестации уже будет официально закреплена законом в 2020 году. Такое нововведение было поддержано большинством учителей, ведь аттестация поможет оценить их заслуги и умения, а также позитивно повлияет на зарплаты. Некоторые эксперты называют введение такой аттестации первым по-настоящему важным и значительным шагом в реформе образования РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here