Штирлиц в цвете: «МИР» покажет все серии «17 мгновений весны»

Штирлиц в цвете: «МИР» покажет все серии «17 мгновений весны»

Сегодня на телеканале «МИР» – все серии культового советского фильма «17 мгновений весны», в обновленном, цветном варианте. Интересные и малоизвестные факты об этой картине изучил корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.

— Штирлиц идет по коридору.

По какому коридору?

— По нашему коридору. Штирлиц идет по нашему коридору.

— А куда он идет?

Задумчивый Штирлиц прямо с экранов шагнул в народ. Миллионы женщин вздыхали по истинному арийцу с нордическим характером, а для тысяч мальчишек он стал кумиром.

«Характеристика на члена НСДАП с 1933 фон Штирлица Макса Отто, штардертенфюрера СС. Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха», – говорит голос за кадром.

 

Рейтинг «Семнадцати мгновений весны», как бы сказали сегодня, бил все рекорды. Пустели улицы, в стране падала преступность.

«Странные свойства моей физиономии. Всем кажется, что меня только что где-то видели», – отмечал герой Вячеслава Тихонова.

Киношедевр был снят по заказу председателя КГБ Юрия Андропова. Татьяна Лиознова в детектив «вдохнула жизни»: ввела в сценарий несколько персонажей без мундиров. Так в сериале появилась романтическая линия.

«Просто из всех живущих людей на Земле я больше всех люблю стариков и детей», – признается Штирлиц.

В основе сериала лежат реальные события Второй мировой войны – операция «Санрайз». Немецкое командование в 1945 году пыталось договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира. В фильме много документальной хроники. Чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, режиссер решила сделать весь фильм черно-белым. Цветной вариант появился лишь в 2009-м.

«А вас, Штирлиц, я попрошу остаться», – говорит герой Мюллера.

Психологический поединок Штирлица и Мюллера, тонкая ирония, двойные смыслы захватывают до сих пор. Тогда первые врага показали умным и расчетливым. Есть в фильме и импровизация. Встречу с женой, которой вообще не было в сценарии, предложил Тихонов. Игра взглядов все еще берет за душу, а над страданиями радистки Кэт, говорят, даже плакал сам Брежнев.

— Надо думать о будущем.

— Без прошлого нет будущего.

Знатоки фильма утверждают: сантехника, шпионский диктофон и часы в кабинете Мюллера вполне советские. В одном кадре проезжает грузовик ЗИЛ-130, в другом, если замедлить, видно отражение режиссера Татьяны Лиозновой. Малозаметные мелочи доказывает лишь одно: только самый любимый фильм могли так разобрать на кадры и цитаты.

«Контрразведчик должен знать. Всегда и везде, как никто другой, что верить в наше время никому нельзя, порой даже самому себе. Мне можно», – смеется Мюллер.

Снимали «17 мгновений весны» три года в Берлине, в Грузии, в Латвии, Ленинграде, а гестаповские застенки – в Бутырской тюрьме. Незабываемым фильм сделал и звездный состав: Евгений Евстигнеев, Ростислав Плятт, Леонид Куравлев и Лев Дуров – весь цвет советского кинематографа. А главные герои – Мюллер и Исаев-Штирлиц – стали новыми героями анекдотов.

«Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова», – отмечал Штирлиц.

Любимое кино покажет теперь и телеканал «МИР». Смотрите «17 мгновений весны» на «МИРе» сегодня с 10:45.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here