Уплотнение нынче в моде

0
15

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Стандарт – осужденный имеет право на апелляцию и кассацию. Институт апелляции учрежден, однако с созданием апелляционных судов законодатель решил не спешить, возложив новые функции на существующие инстанции. Каковы перспективы такого «уплотнения»?

Модернизация уголовного судопроизводства немыслима без совершенствования законодательства о субъектах процесса (судах, прокуратуре, органах предварительного расследования, адвокатуре). Практически все ныне действующие субъекты – «родимые пятна» советской эпохи. Двадцать лет судебно-правовой реформы по существу не затронули законодательство о судах общей юрисдикции, деятельность которых до 1 января 2013 года будет регламентироваться Законом  РСФСР от 08.07.81 «О судоустройстве РСФСР».

В те времена достоинство уголовного суда законодатель видел в его репрессивном начале. Неслучайно все три звена российской судебной системы, как и Верховный Суд Союза ССР, были наделены правом рассмотрения уголовных дел по первой инстанции.

Приговоры высших судов являлись окончательными и пересмотру в кассационном порядке не подлежали. Еще большей суровостью отличалось законодательство республик, не имевших областного деления. Например, в Молдавской ССР все дела «областной» подсудности рассматривались Верховным Судом МССР. Следовательно, осужденные автоматически лишались права на принесение кассационных жалоб, так как считалось, что суды высшего звена не ошибаются. Пересмотр их приговоров был возможен только в порядке надзора.

Не признавала идеология советского судопроизводства и апелляции. Между тем, совершенно очевидно, что лучше один раз допросить свидетеля самому, чем анализировать его показания, изложенные на бумаге, так как протокол судебного заседания – не стенограмма, а вольное изложение того, что услышали (смогли, а то и захотели услышать) секретарь судебного заседания да председательствующий в процессе.

Немаловажное значение апелляции состоит еще и в том, что уголовное дело в данном случае движется только в одном направлении, тогда в советской судебной системе его движение имело возвратно-поступательный характер. Более того, вышестоящий суд, наделенный правом дачи обязательных указаний, фактически руководил работой подчиненных ему звеньев.

Вместе с тем Россия уже давно интегрирована в европейскую систему судопроизводства, решения наших судов – предмет исследования ЕСПЧ. Совершенно очевидно, что отсутствие возможности подачи апелляционной жалобы по подавляющему большинству уголовных дел на международном уровне толкуется как ограничение права на справедливое судебное разбирательство.

Инстанции новые – суды старые

«Апелляции – быть!» – заявил Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ. Тогда же он назвал даты учреждения апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции: по гражданским делам – с 2012 г., по уголовным – с 2013 г. Апелляционные регламенты приняты (федеральные законы от 09.12.2010 № 353-ФЗ, от 29.12.2010 № 433-ФЗ), есть и Закон «О судах общей юрисдикции» (от 07.02.2011 № 1-ФКЗ).

С чего начинается учреждение апелляции? Очевидно, что с создания судов апелляционной инстанции. Однако законодатель, проигнорировав весьма поучительный опыт формирования апелляционного звена в арбитражной системе, в силу целого ряда причин данное основное действие пропустил и, как это уже было в арбитражном процессе, «пристроил» апелляционную инстанцию в существующих судебных учреждениях.

Как видим, «уплотненье все еще в моде», те работают «в комоде», а эти «в рукомойнике». Обществом не забыт и анекдот о том, что будет, если объединить театры Малый и Художественный. А вот Государь Император Александр II, осуществивший Великую судебную реформу, старые институты модернизациями не перегружал, «телегу впереди лошади не ставил», а сразу заявил: «Быть по сему: судам окружным, палатам судебным, да различным палатам Сената!»

На текущий момент суды общей юрисдикции имеют четырехзвенную структуру. Казалось бы, при таких мощностях и немалой численности судейского корпуса достаточно места всем формам судопроизводства – первой инстанции, апелляции, кассации и высшей судебной деятельности. Однако по традиции все четыре звена (мировые судьи, районные (городские) суды, суды уровня субъекта Федерации и ВС РФ) – суды первой инстанции. Для того чтобы заработала классическая схема – «первая инстанция – апелляция – кассация», – необходимо либо создать апелляционные и кассационные округа, либо освободить от первой инстанции суды уровня субъекта Федерации и ВС РФ.

Законодатель пока ограничился исключением ВС РФ из числа судов первой инстанции и несколько ограничил предметную подсудность судов уровня субъекта Федерации, сократив «под шумок» перечень дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей. В числе таковых оказались, например, дела о получении взяток высшими должностными лицами.

В подсудности мировых судей и районных (городских) судов принято решение ничего не менять, нововведения судоустройственного характера коснулись лишь высших судов. Чтобы вместить в суде субъекта Федерации, как минимум, две инстанции, принято волевое решение: разделить судебные решения по значимости на два вида: «итоговые» и «промежуточные» (подп. 53.1–53.3 ст. 5 УПК РФ).

С 1 января 2013 г. коллегиям по уголовным делам судов уровня субъекта Федерации предстоит:

  1. рассматривать дела по первой инстанции (п. 1, 2, 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
  2. пересматривать любые судебные решения районных судов по правилам апелляционного производства (п. 2 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ);
  3. пересматривать свои собственные промежуточные судебные решения в апелляционном порядке (п. 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ);

Президиумы этих судов займутся пересмотром в кассационном порядке всех судебных решений мировых судей, районных судов, а также своих собственных промежуточных судебных решений – как пересмотренных в апелляционном порядке, так и миновавших его (п. 1 ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ).

Единственное, от чего полностью освобождаются суды уровня субъекта Федерации, так это от надзора. С 1 января 2013 г. данный вид судебной деятельности – прерогатива лишь Президиума ВС РФ (ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ).

На Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ возлагается обязанность пересмотра в апелляционном порядке окончательных решений судов уровня субъекта Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ). Эта же коллегия пересматривает в кассационном порядке все решения президиумов судов уровня субъекта Федерации, а равно итоговые судебные решения судов нижестоящего уровня, если таковые не были обжалованы в апелляционном порядке (п. 2 ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ).

Из подсудности ВС РФ полностью исключена обязанность пересмотра в апелляционном и кассационном порядке промежуточных судебных решений, постановленных судами уровня субъекта Федерации по первой инстанции. Данная норма вступает в действие уже с 1 мая текущего года, ибо высшая судебная инстанция страны буквально перегружена кассационными и надзорными производствами этого типа.

Нами неоднократно отмечалось, что эти производства по отношению к рассмотрению уголовного дела по существу носят вспомогательный, правообеспечительный характер. В странах, где данный вид производств развит, для их ведения выделены специальные, как правило, самые низшие судебные инстанции. Вынесенные ими решения по общему правилу самостоятельному обжалованию в апелляционном, кассационном порядке не подлежат. У нас такие решения принято принимать даже на уровне суда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 109 УПК РФ).

Избавляясь от сервисных процедур в высших судах, законодатель учел далеко не все. Например, он позабыл, что ч. 3 ст. 35 УПК РФ предписывает председателю суда уровня субъекта Федерации разрешить спор о подсудности. Аналогичные полномочия есть и у Председателя Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 35 УПК РФ). В какой орган будут обжалованы их решения в апелляционном и кассационном порядке, закон пока умалчивает.

Согласно ФКЗ «О судах общей юрисдикции» в структуре ВС РФ предусмотрено создание апелляционной коллегии, однако уголовными делами она будет заниматься лишь до 1 января 2013 г., после чего сосредоточится на рассмотрении административных и гражданских дел.

Апелляция

Правом подачи апелляционной жалобы наделены фактически все лица, чьи права и законные интересы нарушает обжалуемое судебное решение (ст. 389.1 УПК РФ). В данной норме полностью реализован принцип свободы обжалования.

В перечне лиц, наделенных правом инициации апелляции, присутствуют прокурор, потерпевший, частный обвинитель, их представители и законные представители. Все они вправе поставить вопрос о признании оправданного виновным, о необходимости ужесточения наказания осужденному. Возможность поворота к худшему – общепризнанный принцип апелляции, он призван исключить необходимость возврата дела на новое рассмотрение.

В апелляционном порядке обжалуются не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции (ст. 389.2 УПК РФ). Жалоба подается через суд, вынесший решение (ч. 1 ст. 389.3 УПК РФ). Срок – 10 суток с момента его провозглашения. Лицам, содержащимся под стражей, срок исчисляется с момента вручения копии обжалуемого документа.

Срок на обжалование постановлений о заключении под стражу, как и раньше, – трое суток. Неясно, почему лица, в отношении которых вынесены решения о заключении под стражу или о продлении срока содержания под стражей, столь жестко ограничены во времени.

Закон предъявляет к апелляционной жалобе (представлению) весьма жесткие требования. В случае их несоответствия требованиям ч. 1 ст. 289.6 УПК РФ, они, как документы, препятствующие рассмотрению уголовного дела в суде второй инстанции, возвращаются инициатору производства судьей суда первой инстанции, который назначает срок для их повторного составления. Если его требования не выполнены или жалоба (представление) в установленный срок не поступили, документы считаются не поданными, а приговор, иные судебные решения – вступившими в законную силу.

Данный «фильтр» для российского уголовного судопроизводства не нов и не ограничивает принцип свободы обжалования. Институт «качества» жалобы (представления) в условиях состязательного производства необходим. Он, во-первых, подталкивает стороны к активному участию в процессе, а во-вторых, ограждает суд от инициации производств, не имеющих за собой конкретного процессуального интереса. Более того, авторы жалобы (представления) обязаны доказать не только необходимость самого производства, но и необходимость исследования в суде конкретных доказательств.

Анализ сложившейся практики подачи жалоб (представлений) свидетельствует, что уровень их качества крайне низок, инициаторы производства действуют по принципу «кашу маслом не испортишь», перегружают документы массой ненужных сведений и не в состоянии ограничить себя в желании заявить ходатайства, большая часть которых носит надуманный характер. Апелляция – это не только новая разновидность производства, но и свидетельство признания за сторонами нового уровня правовой культуры.

Дополнительные апелляционные жалоба, представление подлежат рассмотрению, если они поступили в суд апелляционной инстанции не позднее, чем за пять суток до начала судебного заседания.

В документах, поданных представителями стороны обвинения по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, если такое требование не содержалось в первоначальных жалобе, представлении (ч. 4 ст. 389.8 УПК РФ).

В статье 389.9 УПК РФ определен предмет апелляционного разбирательства – это законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.

Назначение судебного заседания

Итак, дело в апелляционном суде. Какой вопрос решается в первую очередь? Ответ: судоустройственный! Председателем суда, его заместителем, председателем коллегии по уголовным делам формируется коллегия из трех судей, которой предстоит разрешить уголовное дело в апелляционном порядке, кто-то из этой «тройки» назначается председательствующим. После чего судебный состав приступает к выполнению требований ст. 389.11 УПК РФ: назначает дело к слушанию, осуществляет подготовку судебного заседания.

Впрочем, в вышеназванной норме читаем: «Судья, изучив поступившее уголовное дело, выносит постановление о назначении судебного заседания, в котором разрешаются вопросы:

  1. о месте, дате и времени начала рассмотрения уголовного дела;
  2. о вызове в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц в соответствии с ходатайством стороны, заявленным в жалобе или представлении, если признает данное ходатайство обоснованным;
  3. о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК РФ;
  4. о сохранении, об отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого или осужденного;
  5. о форме участия в судебном заседании осужденного, содержащегося под стражей».

Что это? Оговорка или прямое указание на то, что уголовное дело к судебному заседанию будет готовить, решая все сопутствующие проблемы, только один судья? Скорее всего, это  конкретный регламент, ибо «судейские ресурсы» следует экономить. Результат: двое коллег данного судьи «сядут» в процесс, скорее всего, без ознакомления с материалами дела. По крайней мере, повлиять на принятое уже решение они не смогут.

Если судья, изучивший дело, придет к выводу о том, что нижестоящий суд не выполнил требований ст. 389.6–389.7 УПК РФ, то он, не советуясь со своими коллегами, возвращает его в суд первой инстанции для устранения препятствий к его рассмотрению в суде апелляционной инстанции. Это «фильтр № 2». Его предназначение то же, что и у «фильтра № 1».

Следует обратить внимание на форму участия осужденного в процессе. Если он содержится под стражей, то может участвовать в нем не только лично, но и в режиме видео-конференц-связи (ч. 2 ст. 389.12 УПК РФ).

Более того, суд апелляционной инстанции вправе исследовать и иные доказательства с использованием видео-конференц-связи (ч. 8 ст. 389.13 УПК РФ). Как это будет выглядеть на практике, покажет время.

Члены федерального Верховного Суда США долгое время буквально «жили на колесах», так как непрерывно перемещались по территории своего совсем не маленького государства в целях пересмотра решений федеральных судов первой инстанции. В 1895 г. были созданы окружные апелляционные суды, и с этого момента федеральный Верховный Суд США смог позволить себе всецело сосредоточиться на решении более важных проблем.

Территория России существенно превышает размеры США, наша транспортная система развита гораздо слабее. Сейчас сложно сказать, как на практике будет организован пересмотр окончательных судебных решений в апелляционном порядке, если приговор, например, вынесен Камчатским краевым судом, там же находится большинство участников процесса, допрос которых судом был признан необходимым.

Пока же отметим, что отсутствие у суда технических возможностей по непосредственному исследованию доказательств полностью искажает смысл апелляции, затрудняет доступ заинтересованных лиц к правосудию. Суды первой и второй инстанций должны быть расположены как можно ближе друг к другу. Вариантов этого сближения известно много. Основной – учреждение самостоятельного института апелляционных судов. Так, например, поступили в Украине.

В арбитражных судах широко практикуется система постоянных судебных присутствий. Известна она и судам общей юрисдикции. Кроме того, новый ФКЗ о судах общей юрисдикции не исключает возможности выездных сессий. Поэтому возможно, что часть дела Судебная коллегия ВС РФ рассмотрит в столице, а часть – на Камчатке.

Субъекты процесса

О месте, дате и времени судебного заседания стороны должны быть извещены не менее чем за 7 суток. Согласно ч. 1 ст. 389.12 УПК РФ в судебном заседании обязательно участвуют:

  1. государственный обвинитель;
  2. оправданный, осужденный (не обязательно лично) или лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело;
  3. частный обвинитель либо его законный представитель или представитель (в случае, если ими подана апелляционная жалоба);
  4. защитник (в случаях, указанных в ст. 51 УПК РФ).

Как видим, по-прежнему главная фигура в процессе – прокурор, а без защитника, по мнению законодателя, можно и обойтись. Более того, неявка лиц, своевременно извещенных о месте, дате и времени заседания суда апелляционной инстанции, за исключением тех из них, участие которых в судебном заседании обязательно, не препятствует рассмотрению уголовного дела.

Судебное заседание

Производство в суде апелляционной инстанции осуществляется в порядке, установленном главами 35–39 УПК РФ. Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим или одним из судей содержания приговора или иного обжалуемого судебного решения, существа жалобы или представления, возражений на них, а также существа представленных дополнительных материалов.

Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей апелляционные жалобу, представление, и возражения другой стороны. После чего суд переходит к проверке доказательств.

Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если суд признает их вызов необходимым.

Ходатайства сторон об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции, разрешаются судом в порядке, установленном ст. 271 УПК РФ.

Впрочем, с согласия сторон суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть апелляционные жалобу, представление без проверки доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции.

Судебное следствие завершается прением сторон.

Отмена или изменение решения в апелляционном порядке

Базовых оснований к этому четыре.

Во-первых, несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции. Иными словами, недоказанность вины (невиновности). Мы можем говорить о недоказанности в случаях, когда:

  1. выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;
  2. суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;
  3. в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни из этих доказательств и отверг другие;
  4. выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности (невиновности) осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определение меры наказания.

Во-вторых, существенное нарушение уголовно-про­цес­су­ального закона. Таковыми будут признаваться те нарушения, которые лишили (ограничили) права участников уголовного судопроизводства, вследствие несоблюдения процессуальных процедур повлияли на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

В-третьих, неправильное применение уголовного закона.

В-четвертых, несправедливость приговора.

Пределы прав суда апелляционной инстанции

При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами жалобы (представления) и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. В результате рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке суд принимает одно из следующих решений (ч. 1 ст. 389 УПК РФ):

  • об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;
  • об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора;
  • об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора;
  • об отмене приговора, определения, постановления суда первой инстанции и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства;
  • об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора;
  • об отмене определения или постановления и о вынесении обвинительного или оправдательного приговора либо иного судебного решения;
  • об отмене приговора, определения, постановления и о возвращении дела прокурору;
  • об отмене приговора, определения, постановления и о прекращении уголовного дела;
  • об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения;
  • о прекращении апелляционного производства.

Вопреки теории апелляции, исключающей возможность обратного движения дела, предложенный российским законодателем регламент такое движение возводит в ранг закона. Указания суда апелляционной инстанции обязательны для суда первой инстанции и для прокурора, следователя, если уголовное дело возвращено для устранения обстоятельств, препятствующих вынесению законного и обоснованного решения. Как видим, доставшуюся нам от прежней эпохи возможность апелляционного суда руководить нижестоящими судами, прокурором и органами предварительного расследования никто не от­менял.

Поскольку закон разрешает возврат уголовного дела даже мировому судье, то фактически учреждена новая судебная инстанция – мировой судья другого судебного участка (ч. 2 ст. 389.22 УПК РФ).

Согласно теории апелляции приговор, вынесенный на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, рассмотрению в апелляционном порядке не подлежит. И это вполне закономерно, поскольку данный вид судопроизводства предполагает анализ и «факта», и «закона». Присяжные по существу «факта» уже высказались, и максимум, на что имеет право в таких условиях суд, – это проверка закона. В соответствии с УПК РФ апелляция распространяется и на судебные решения, вынесенные с участием присяжных заседателей (ст. 389.25 УПК РФ).

Поскольку уголовное дело неограниченное число раз может возвращаться «на круги своя», то предусмотрен и институт повторного, читай очередного, рассмотрения дела в апелляционной инстанции (ст. 389.36 УПК РФ)

Кассация

Формально предмет кассации сужен до минимума (ст. 401.1 УПК РФ). Это только законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу. Впрочем, если проанализировать полномочия суда кассационной инстанции, то нетрудно убедиться в том, что в предмет кассации входят также обоснованность и справедливость обжалуемого судебного решения (ст. 401.14–401.16 УПК РФ).

Согласно ст. 401.2 право на обращение в суд кассационной инстанции имеют все заинтересованные лица. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

  1. Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции;
  2. прокурор субъекта Федерации, его заместители – соответственно в президиум суда уровня субъекта Федерации.

Срок обжалования – один год со дня вступления обжалуемого документа в законную силу. Особенность будущей кассации – возможность в течение всего срока на обжалование поворота к худшему (ст. 401.6 УПК РФ).

Порядок подачи кассационной жалобы практически идентичен существующему порядку подачи надзорной жалобы. Кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

«Фильтр № 1»

Согласно ст. 401.5 данные документы возвращаются без рассмотрения, если они:

  1. не отвечают требованиям ст. 401.4 УПК РФ;
  2. поданы ненадлежащим лицом;
  3. поданы с пропуском срока;
  4. поданы с нарушением правил подсудности.

О том, какое именно должностное лицо принимает решение о возврате жалобы (представления), УПК РФ умалчивает. Можно предположить, что данная прерогатива будет принадлежать сотрудникам аппарата суда.

«Фильтр № 2»

Судья суда, названного в ст. 401.7 УПК РФ, изучает жалобу, представление, а также приложенные к ним документы и, если надо, истребует уголовное дело. По результатам такого изучения он вправе отказать в передаче жалобы, представления для рассмотрения в кассационной инстанции либо передать эти документы для рассмотрения в кассационной инстанции.

«Фильтр № 3»

Заместитель Председателя ВС РФ, а если надо, то и сам Председатель вправе не согласиться с постановлением судьи ВС РФ об отказе в передаче жалобы (представления) для кассационной инстанции и вынести постановление об его отмене и о передаче документов в кассацию.

Как видим, налицо практически прежние четыре надзорные инстанции: не указанный в законе сотрудник аппарата суда, судья кассационного суда, заместитель Председателя ВС РФ, сам Председатель.

«Фильтр № 4»

Если кассационные жалоба (представление) переданы в кассационную инстанцию Председателем ВС РФ или его заместителем, были ею оставлены без удовлетворения (удовлетворены частично), то указанные лица вправе передать их в вышестоящий суд кассационной инстанции либо в Президиум ВС РФ (ч. 6 ст. 401.14 УПК РФ). Напомним, основная функция последнего – надзор.

«Фильтр № 5»

Не допускается внесение повторных (новых) кассационных жалоб, представлений по тем же или иным правовым основаниям, теми же или иными лицами в тот же суд кассационной инстанции, если ранее эти жалоба или представление в отношении одного и того же лица рассматривались этим судом в судебном заседании либо были оставлены без удовлетворения постановлением судьи (ст. 401.17 УПК РФ).

Приведенные регламенты свидетельствуют:

  • во-первых, ушел в прошлое принцип свободы кассационного обжалования, в отличие от арбитражного процесса;
  • во-вторых, административно-процессуальный ресурс высшего должностного лица в системе судов общей юрисдикции может быть ограничен лишь решением большинства членов Президиума ВС РФ.

Производство в суде кассационной инстанции

Суд направляет заинтересованным лицам, копию постановления о передаче жалобы (представления) в кассационную инстанцию, а также копии самих жалобы или представления.

Участники процесса извещаются о дате, времени и месте рассмотрения уголовного дела не позднее, чем за 14 суток до дня судебного заседания. Их неявка рассмотрению уголовного дела не препятствует.

Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо в режиме видео-конференц-связи при условии заявления ими соответствующего ходатайства. Такое ходатайство может быть заявлено в кассационной жалобе либо в течение трех суток со дня получения им извещения о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, если уголовное дело было передано в суд кассационной инстанции по кассационному представлению прокурора или кассационной жалобе другого лица.

Судья, возбудивший кассационное производство, к рассмотрению жалобы (представления) не допускается.

Суд кассационной инстанции вправе:

  1. оставить кассационные жалобу (представление) без удовлетворения;
  2. отменить приговор, все последующие судебные решения и прекратить производство по делу;
  3. отменить приговор, все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить его прокурору;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Естественно, что указания суда кассационной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 401.16 УПК РФ).

Надзор

Надзорная инстанция теперь только одна – Президиум ВС РФ. Предмет его внимания составляют дела, прошедшие апелляцию в ВС РФ.

Сказанное означает, что субъекты процесса, итоговые решения по делам которых могут быть пересмотрены ВС РФ, поставлены перед жестким выбором:

  • до вступления итогового решения в законную силу подать апелляционную жалобу (представление) в Судебную коллегию ВС РФ с возможностью дальнейшего пересмотра апелляционного решения в надзорном порядке Президиумом ВС РФ по усмотрению судьи ВС РФ, Председателя ВС РФ, его заместителей;
  • после вступления приговора в законную силу подать кассационную жалобу в Судебную коллегию ВС РФ по усмотрению судьи ВС РФ, Председателя ВС РФ, его заместителей, но уже без возможности пересмотра кассационного решения в порядке надзора.

Впрочем, как отмечалось выше, по инициативе Председателя ВС РФ кассационные жалоба, представление могут быть рассмотрены в кассационном, фактически надзорном порядке Президиумом ВС РФ.

С сожалением приходится констатировать: по наиболее сложным делам апелляция не дополнила механизм проверки судебных решений новой ступенью, а всего лишь подменила кассацию.

Когда возникает необходимость выбора между двумя принципами – доступом к правосудию (право на обжалование – форма реализации данного принципа) и процессуальной экономией, – всегда следует помнить, что принципы существуют не сами по себе, а в тесной системной взаимосвязи. Отказ от одного из принципов неизбежно влечет деформацию, а то и разрушение системы принципов.

В заключение, желая подчеркнуть всесилие Президиума ВС РФ, отметим, что данный орган судебной власти вправе пересмотреть в порядке надзора любое из своих собственных решений (п. 5 ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ). В силу ч. 2 ст. 412.9 УПК РФ в случаях, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ, поворот к худшему в надзоре, как и в кассации, не запрещен.

Естественно, что Президиум ВС РФ вправе принять по делу любое решение, в том числе он может и возвратить уголовное дело прокурору, чтобы последний инициировал по существу дополнительное расследование (п. 6 ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ).

Принятие ФКЗ «О судах общей юрисдикции», изменения в ГПК РФ и УПК РФ свидетельствуют:

  • законодатель понимает важность распространения апелляции на все виды производств;
  • в силу целого ряда обстоятельств Государственная Дума РФ апелляцию «слепила из того, что было», точнее из того, что досталось в наследство от тоталитарного прошлого;
  • безмерно веря в эффективность командно-административной системы, законодатель превратил суды общей юрисдикции в жесткую иерархическую структуру.

Вместе с тем новые законы осужденных не обидели, будем надеяться, что в «тесноте» суды будут работать не вечно, праздник наступит и в апелляции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*

code