Многие события в мире, которые, на первый взгляд, никак не относятся к автопрому, косвенно влияют на ценообразование автомобильного транспорта. К таким событиям относятся и ситуация на нефтяном рынке, и военные конфликты в некоторых регионах, и даже пандемия. В своей совокупности они дестабилизируют общие экономические показатели, что приводит к изменению ценовой политики во многих сферах. В связи с этим, прогноз на цены на автомобили в 2021 году будет зависеть как от внешнеэкономических факторов, так и внутренней регулировки финансовых сфер.
Факторы роста цен
Повышение цены на автомобили, отечественные и экспортируемые, стало уже привычным явлением. Из года в год можно наблюдать колебания на рынке авто, при этом вне зависимости от характера различных дестабилизирующих ситуаций ценник неизменно изменяется в сторону увеличения. Не исключением будет и 2021 год. По самым оптимистичным прогнозам, в новом году стоимость легковых автомобилей увеличится в среднем на 10%.
На уровень цен на машины в России значительно влияет состояние рубля на валютной бирже. При этом от курса зависят стоимости импортных марок и отечественных моделей. При падении рубля производители вынуждены пересматривать свою финансовую политику для приближения ее к современным реалиям. Однако, резких действий обычно никто не предпринимает. Производителям также не выгодно стремительное увеличение цены, поскольку оно ведет за собой аналогичное снижение спроса.
Серьезные скачки на валютном рынке можно было наблюдать в марте 2020 года. В то время произошел обвал стоимости нефти, который привел к проседанию курса рубля. Подобная картина за последнее десятилетие наблюдалась не единожды, поэтому она не в новинку для производителей и дилеров. Если нефтяной рынок не стабилизируется, и, соответственно, не произойдет корректировка валютных величин, то цены на автомобили могут вырасти более чем на 15%.
Обычно, производители подстраховываются на случай кризисов и учитывают в своих расходах прогнозируемую величину инфляции и валютные риски. Это позволяет им не остаться в убытке при значительных колебаниях мировой экономики. Планы по производству и продаже готовой продукции (автомобилей и автозапчастей) готовятся несколько месяцев. Поэтому даже в случае резких скачков у производителей есть ресурсы не поднимать ценник в течение определенного промежутка времени.
Производители автомобилей также понимают, что значительное повышение цены приведет к потерям продаж. Уровень дохода российского потребителя и так не успевает догонять инфляционные показатели, и покупка автомобиля для многих семей регулярно откладывается «до лучших времен». Учитывая реалии, быстро и стремительно подниматься стоимость автомобилей в 2021 году не будет. Но тенденции к пошаговому увеличению цены игнорировать нельзя.
Состояние отечественного автопрома
За последние несколько лет производительность и конкурентоспособность отечественных производителей значительно улучшилась. На российские легковые машины увеличился спрос у покупателей среднего класса. Такие автомобили отвечают соотношению цена-качество и удовлетворяют запросы рядового потребителя. Кроме того, государство регулярно составляет программы, которые направлены на развитие отечественной автомобильной промышленности.
Программы предполагают льготное кредитование на покупку новых автомобилей, которое будет действовать и в 2021 году. Воспользовавшись государственной субсидией, человек может приобрести новый автомобиль на выгодных условиях, так как часть процентной ставки заемщика покрывается государством. Тем не менее, следует учитывать, что в условиях кризиса данную программу могут ужесточить.
Мировой кризис влияет практически на любой бизнес, поэтому коммерсантам приходится тщательно разрабатывать антикризисные стратегии, чтобы остаться на плаву. Для этого они оценивают свои внутренние резервы, пересматривают рациональность использования ресурсов и конкурентоспособность. В случае значительного падения рубля в 2021 году автомобильный рынок будет уделять больше внимания отечественной продукции. В отличие от иномарок, прогноз стоимости таких машин более оптимистичен. В целом, ожидается увеличение цены на 8%. Кроме того, отечественный рынок легче регулировать и контролировать. Поэтому велика вероятность государственного субсидирования, как производства, так и потребительского кредитования, для нормализации состояния данной экономической области.
Какие машины выгоднее покупать в кризис
Во время кризиса и некоторое время после него автомобили не являются приоритетным товаром для среднестатистического покупателя. Поэтому производителям и дилерам автопрома приходится находить решения для поддержания оптимального уровня продаж.
Одним из таких решений может выступать создание программ лояльности для продажи автомобилей среднего класса, которые также высоко ценятся на вторичном рынке. Любая машина расположена к износу, поэтому через относительно непродолжительный период времени после покупки она значительно теряет в цене (становится дешевле на 30%, а иногда и на все 50%). Выбирая новый автомобиль, покупателю следует ориентироваться на те марки, которые отличаются высокой ликвидностью.
Например, к удачным покупкам можно отнести:
- Renault Sandero;
- Volkswagen Polo;
- KIA Rio;
- Volkswagen Golf;
- Skoda Fabia;
- Suzuki Splash;
- Hyundai Elantra и пр.
Данные виды авто за три года, в среднем, теряют 15-20% от своей изначальной стоимости. Соответственно, их можно будет выгодно продать через несколько лет эксплуатации.