С момента старта госпрограммы прошло уже 11 лет. На короткое время ее прерывали, но затем снова возобновили. Государство, получая возможность контролировать старые автомобили, получает оптимизацию экологической ситуации. Дилер, осуществляющий деятельность в этой отрасли, имеет налоговые бонусы, клиент – возможность приобретения другого авто, с весомой скидкой на стоимость. Есть вероятность, что утилизация автомобилей в 2022 году в России продолжит действовать, но утилизационный сбор вырастет в размерах.
Что это за программа?
Утилизация авто в России – закрепленный в нормативных документах процесс, который регулируется определенными условиями и требованиями к авто и его собственнику:
- длительностью срока владения транспортным средством;
- нахождением в безраздельном владении: не в лизинге и не закредитовано;
- маркой и годом выпуска: они есть в списке авто, для которых утилизация предусмотрена.
В СМИ есть утверждения, со ссылкой на достоверные источники, о намеченных изменениях в программе, но точных сведений о характере трансформаций не приводится, все на уровне гипотез и предположений. Говорят, что может быть повышен утилизационный сбор, расширен список подлежащих процессу, об изменении самого процесса (введении дополнительных пунктов в условия). Предлагается узнавать обо всем в дилерском центре, дислоцированном по месту проживания. Предусмотрен единый список требований, условия утилизации автомобилей не зависят от его видовой принадлежности – легковое, грузовое, спецтехника или прицеп.
Подробнее о деталях
Программа утилизации – несомненно важный аспект для каждого государства с развитой инфраструктурой и обилием транспортных средств, которые с течением времени теряют эксплуатационные свойства, создавая проблему для экологии. Запуск и применение этого мероприятия помогают:
- устранить дефицит в деталях для еще находящихся в эксплуатации (целый ряд запчастей в хорошем состоянии пускаются в реализацию, особенно дефицитные проходят восстановление);
- освободить парковочные места для рабочих ТС;
- получить (в некоторых случаях) скидку на приобретение другого авто;
Подробные разъяснения можно найти на официальном сайте Гарант Ру и Госуслугах. Все это – неоспоримые бонусы для трех сторон – государства, которому выплачивается утилизационный сбор, автовладельца, избавляющегося без проблем от хлама и получающего скидку на новый, и дилера, получающего бонусы от государства в виде снижения налогового обременения, новых клиентов и предмет для продажи с целью получения прибыли.
Изменения
В специальных источниках сообщается о том, что цена на утилизацию авто в 2022 году в России должна измениться. Называется:
- увеличение сбора на 10-15% или на 5 тыс. руб., с 20 000 до 25 000 для легковых автомобилей в списке входящих в программу;
- повышение расценок на прицепы – со 150 до 187 тыс. руб.;
- рост расценок объясняется количеством обращений за процессом и необходимостью его урегулирования.
Учитывая намерения обновить существующие расценки и требования, а также разъяснения Правительства РФ по этому поводу, можно уверенно прогнозировать, что в наступающем году он не будет отменен. Никто не предусматривает трансформации для процесса, который собираются прекращать или даже приостанавливать на какое-то время.
Перспективы
Правила утилизации автомобилей в 2022 году в России могут быть пересмотрены по нескольким направлениям. Нововведения коснутся:
- усложнения системы: специфика мероприятия может определяться большим количеством бюрократических препон и специфики для каждой отдельной разновидности ТС;
- индексации сборов и коэффициента, применяемого в расчетах;
- базовая ставка останется неизменной, а вот специальный коэффициент планируется увеличить;
- есть вероятность создания специальных площадок для проведения утилизации и перенесения процесса из дилерских центров
Информация в СМИ и на специальных сайтах подается в виде предположений, со ссылкой на январские заявления, сделанные в начале текущего года. Относительно недавно появился обновленный вариант списка марок, от которых можно избавиться и рекомендованных расценок. В нем фигурируют не только российские, но и корейские, японские, французские, немецкие, чешские авто.
Программа – 2022
Пока неизвестно, до какого числа проводится утилизация, поэтому нужно заблаговременно позаботиться о том, чтобы стать ее участником. Для этого придется пройти через несколько этапов и каждый из них может потребовать затрат – временных или финансовых. Если заняться этим своевременно, можно пройти через все этапы, не торопясь и не нервничая:
- отправиться в отделение ГИБДД вместе с документами – техпаспортом и свидетельством со станции техосмотра и снять авто с официального учета;
- узнать адрес дилерского центра и съездить туда со всеми необходимыми документами;
- сдать авто на утилизацию, получить компенсацию и купить новое авто со скидкой, если есть такое намерение.
Список документов, необходимых автовладельцу для визита в дилерский центр: паспорт гражданина РФ, заверенную копию техпаспорта автомобиля, бумаги, полученные при посещении ГИБДД: карта чета с отметкой, свидетельство о снятии с учета, отметка в ПТС.
Остальное уже находится в компетенции дилера, если будут созданы спецплощадки для этого, то придется посетить и еще одно место, а затем отправиться за покупкой по другому адресу.
На сайте Госуслуги размещена информация о том, что номерной знак должен быть сдан в обязательном порядке в Госавтоинспекцию при снятии с учета. Некоторые автовладельцы стараются сохранить его на память, как ностальгический сувенир, но делать этого нельзя. Однако в течение полугода этот номер можно использовать для нового приобретения, если оставить его на хранение в ГИБДД.
Для тех, кто не очень осведомлен в законодательных тонкостях, есть пункт 43 в Правилах о регистрации ТС. Указывается также, что можно оптимизировать утилизацию, выбрав компанию, у которой есть лицензия от государства, выданная Роспотребнадзором, а законодательных расценок на этот процесс нет, поэтому можно выбрать самую подходящую.