Крупнейший российский автопроизводитель не только не стал радостно занимать стремительно сокращающуюся долю бегущих из России автокомпаний, но и объявил паузу в производстве, остановив конвейеры до 11 марта. Работники с 9 по 11 марта отправлены в отпуск вынужденного прогула, а у аналитиков авторынка прибавляется работы.
По большому счету, дела на отечественном авторынке не особенно блестящие уже который год. Сказываются и «первые» санкции, и пандемия и многолетнее падение доходов россиян. В этой связи, чрезвычайно интересен вопрос – действительно ли ситуация на АвтоВАЗе так плоха, и санкции его добьют, или все же речь идет о «кокетстве» и вымогательстве государственной помощи.
Из объективных причин неспособности запустить конвейер можно отметить кризис поставки комплектующих, в настоящее время смотрящийся первоочередной проблемой. По его разрешению, вопрос может упереться в платежеспособность покупателей.
Соответственно, судьба российского автопрома зависит от ряда решений:
- Насколько действия руководства автозаводов сумеют решить весь комплекс проблем, мешающий производству в условиях максимально закрученных санкций;
- Насколько потребуется государственная помощь, и какую цену за это запросит государство. Как помощь будет эффективна и повысит или понизит общую эффективность производства и доступность населению продукции;
- Каковы действия Китая, или отсутствие таковых. Принципиально, Китай может полностью и без чрезмерного напряжения поглотить весь российский авторынок. И как его аккуратно удержать от подобного, пока не очень ясно.
Пока же российские потребители наблюдают сильнейший, примерно около 60% рост на запасные части. Самое неприятное, есть основания полагать, что это вовсе не предел.