Блокада Калининграда снята? ЕС договорился с Россией — подробности

Блокада Калининграда снята? ЕС договорился с Россией — подробности

Россия и Евросоюз достигли договоренностей о транзите грузов в Калининград, который был остановлен в середине июня властями Литвы.

Как сообщают СМИ со ссылкой на высокопоставленные источники в Москве, Еврокомиссия предложила проект документа, который «полностью устроил» российскую сторону. В нем говорится, что санкции не распространяются на товары, которые перемещаются между частями РФ. Эту норму европейские дипломаты планируют прописать в седьмом пакете санкций, который, как ожидается, будет принят в ближайшие недели.

Все товары, идущие в Калиниградскую область,» будут выведены в виде исключения из санкционных списков», утверждает источник «Известий». Речь идет как о железнодорожном, так и об автомобильном транзите.

Камнем преткновения, впрочем, остается позиция Вильнюса, с которым уже несколько недель идут переговоры. Литва никак не хочет согласиться на компромисс, который предлагает ЕС.

Россия рассчитывает на то, что чиновникам в Брюсселе удастся урегулировать транзитный вопрос с Литвой, заявил глава комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин. Иначе, пригрозил он, «они загонят всю ситуацию в очень опасный тупик».

Российский МИД, напомним, в конце прошлой недели заявил, что ответные меры на ограничение транзита подготовлены, а Минобороны в течение месяца четырежды поднимало Балтийский флот на учения, в том числе со стрельбами из комплексов «Искандер».

Несмотря на это, с понедельника, 11 июля, Литва усилила транзитную блокаду Калининградской области: в соответствии с санкциями перечень товаров, запрещенных к провозу, пополнился цементом и спиртом.

 

В тот же день запрет запрет на ввоз в Россию и вывоз из нее подсанкционных товаров, в том числе частными лицами, ввели в действие власти Эстонии. В «черный список» попали алкогольные напитки крепостью менее 80%, старая и новая мебель, древесина, удобрения, цемент, икра, пневматические шины, техника стоимостью более 750 евро, в том числе смартфоны и ноутбуки, а также другие предметы дороже 300 евро.

Еврокомиссия и Литва заверили Москву, что решат вопрос транзитной блокады Калининграда в ближайшее время

Еще 8 июля представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Еврокомиссия и Литва заверили Москву, что решат вопрос транзитной блокады Калининграда в ближайшее время.

Как сообщили два высокопоставленных источника с российской стороны, в начале июля ЕС представил РФ черновик документа, чтобы разрешить транзит в Калининградскую область.

— В этом документе сказано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между субъектами РФ, то есть все товары, идущие в область, будут выведены в виде исключения из санкционных списков. Речь идет как о ж/д, так и об автомобильном транзите, — подчеркнул осведомленный источник «‎Известий»‎.

По его словам, уже «‎несколько недель идет согласование финального документа между Брюсселем и Вильнюсом»‎.

— Литва никак не хочет согласиться на компромисс, который предлагает ЕС. Во многом позицию Вильнюса определяют США, оказывающие на него давление. Вопрос сейчас на рассмотрении у литовской стороны, — заключил собеседник «‎Известий»‎.

Слова источника подтверждает и то, что 23 июня верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель заявил: Еврокомиссия не вводила блокаду Калининграда. Но ведомство собирается «‎пересмотреть руководящие принципы, чтобы уточнить, что мы не хотим блокировать или препятствовать движению между Россией и Калининградом»‎.

В МИДах Литвы и России не ответили на запрос журналистов.

Москва рассчитывает, что Брюссель сможет урегулировать транзитный вопрос с Вильнюсом, заявил глава комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин.

— Мы же с вами оптимисты, мы должны рассчитывать на то, что здравый смысл у наших европейских партнеров возобладает и они смогут справиться с безудержным желанием литовских руководителей проявить «‎смелость и жесткость»‎. Надеюсь, что здравый смысл победит и восстановится нормальная цивилизованная практика, которая существовала до этого. Иначе они загонят всю ситуацию в тупик, очень опасный тупик причем, — подчеркнул сенатор.

Транзит грузов из Калининграда пропишут в седьмом пакете антироссийских санкций

Другой высокопоставленный источник отметил, что прописать калининградские исключения планируется отдельным пунктом в седьмом пакете санкций против России, который ЕС собирается принять в июле.

— Как они (представители ЕС) сообщили на переговорах, в седьмом пакете они хотят отдельно прописать исключение для Калининградской области. То есть это не будут пояснения или поправки к действующему пакету, вступившему в силу 17 июня, это будет отдельно указано, чтобы было легче согласовать исключения на голосовании, — пояснил собеседник.

Прописать калининградский транзит в отдельном пакете санкций — это «разумное решение‎ с процедурной точки зрения»‎‎, считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.

— Может, будут внесены поправки в решение и регламент № 833 от 2014 года — скорее всего, введут пояснение к комплементации этого регламента, укажут, что под понятие транспортировки и трансфера не подпадает транзит. Но для внесения поправок нужно консенсусное голосование. Либо могут в седьмом пакете санкций прописать. Это, как ни парадоксально, будет сделать проще — не городить голосования по отдельным исключениям, а просто внести их в очередной пакет, — пояснил эксперт‎.

В середине июня в МИД Литвы пояснили, что страна не вводила односторонних ограничений в отношении калининградского транзита, все ее действия — лишь выполнение четвертого пакета мер ЕС. Он вступил в силу в марте и запрещает импорт стали и черных металлов в ЕС и их перевозку через территорию стран Евросоюза.

— Пассажиры и товары, на которые не распространяется санкционный режим ЕС, продолжают перевозиться по территории Литвы в Калининградскую область и из нее. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу, — заявили в МИДе прибалтийской республики.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич считает, что Литва будет до последнего отстаивать введенные запреты.

— Степень доверия (со стороны России) Брюсселю еще сохраняется, но Литве никакого доверия нет уже много лет. Вильнюс — непредсказуемый партнер по переговорам. Но если Брюссель захочет заставить, то, конечно, может выкрутить руки Литве, и тогда она пропустит товары, — заявил эксперт‎.

По его словам, за литовским решением ввести санкции на транзит на самом деле стоят США и Великобритания.

Чем отвечает Россия на запреты Литвы в отношении Калининграда

Пока со стороны ЕС или Литвы каких-либо сигналов о готовности снять санкции с транзита товаров в Калининградскую область не было. Более того, 11 июля вступил в силу запрет на ввоз бетона, древесины и спирта.

8 июля Мария Захарова заявила, что Россия примет «жесткие меры» в отношении ЕС и Литвы, если они не возобновят транзит товаров на прежних условиях. Какими будут эти меры, представитель МИДа не уточнила.

Об этих ограничениях или, вернее, «‎инструментах воздействия на Литву»‎ рассказал 11 июля временный поверенный в делах РФ в Литве Сергей Рябоконь. Среди этих инструментов, по данным дипломата, электрическая система БРЭЛЛ — единая энергосистема Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы.

— Да, они не покупают у нас электричество, это правда. Но они хотят, чтобы мы их страховали на случай, если у них что-то сломается, блэкаут, пиковые нагрузки или что-то в этом роде. <…> Если им нужна от нас помощь, то они так разговаривать с нами не должны, — подчеркнул временный поверенный.

Второй инструмент — возможные санкции против литовских грузовых компаний, задействованных в транзите товаров между основной частью России и Калининградской областью.

— Они выполняют эти перевозки, и это огромный вклад в валовый внутренний продукт Литвы, — уточнил российский дипломат.

Точных цифр, показывающих, сколько в литовский бюджет приносит транзит товаров между ЕС и Россией, а также между Калининградской областью и основной частью РФ, среди открытых данных и статистики минэкономики Литвы найти не удалось.

Однако есть сведения о роли транспортного сектора в ВВП Литвы: в период с 2000 по 2016 год он составлял 6,8 % ВВП республики, по данным литовского ЦБ. Регулятор отмечает: до введения санкций ЕС в 2014 году основным экспортным направлением для наземного грузового транспорта была Россия.

«‎Закрытие крупнейшего экспортного рынка этих услуг привело к быстрой переориентации сектора на Запад и позволило стране найти конкурентные преимущества в ЕС»‎‎‎, — говорится в отчете ЦБ Литвы.

По данным «Литовских железных дорог» (ЛЖД), санкционные товары составляют ​​15 % от всех грузов, которые перевозят по железной дороге в Калининградскую область.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here