В Российской Федерации бюджетная система разделена на 3 ступени:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации;
- местные бюджеты.
Установлен бюджет консолидированный, определяемый как сумма всех вышеперечисленных. Этот показатель может быть рассчитан как для какого-либо региона, так и для страны в целом. Главный принцип работы всей бюджетной системы – независимость друг от друга.
Бюджет России на 2020 год пока раскрыт в утвержденном бюджете 2019 года как план. В нем выделены основой такие цели как национальные проекты, которые уже приняты или приняты их паспорта.
Структура бюджета
Бюджет Российской Федерации на 2020 год пропущен Госдумой в ноябре 2018 года, одобрен Советом Федераций и подписан Президентом. Данный план основан на следующих показателях:
- Доходы – более 20 триллионов руб. (возрастут по сравнению с 2019 годом).
- Расходы – более 18 триллионов руб. (возрастут).
- Профицит – свыше 1 триллиона руб. (сократиться).
- Валовый внутренний продукт – более 110 триллионов руб. (возрастет).
- Предел внутреннего государственного долга – более 13 триллионов руб. (возрастет).
- Предел внешнего государственного долга – более 64 миллиардов долларов (сократиться).
- Инфляция – 3,8% (сократиться).
- Объем фонда развития – более 582 миллиардов рублей (возрастет).
- Фонда национального благосостояния – более 7 триллионов руб. (возрастет).
- Цена на нефть – 59,7 доллара за баррель (уменьшиться).
- Курс рубля к доллару – 63,8 рублей за доллар (уменьшиться).
При ожидаемом росте инфляции в 2019 году, Правительство прогнозирует ее снижение к рассматриваемому 2020 году. Повышение ставки НДС продолжит снижение стоимости нефти и в 2020 году, но это не послужит причиной для обесценивания национальной валюты. Повышение пенсионного возраста рассматривают в росте доходов как раз в 2020 году, так как реальный возраст выхода на пенсию увеличится лишь к этому времени.
Секретные статьи
Можно выделить прогнозируемый рост секретных статей бюджет, даже учитывая шаги властей в сторону прозрачности бюджета, таких как публикация в общедоступном изложении всех параметров бюджета.
Учитывая, что в 2019 году засекреченные траты составят более 3 триллионов рублей, большая часть из которых идет на национальную оборону, в 2020 году эта цифра будет только увеличиваться с 17 до 18,2% от всех расходов бюджета. В бюджет заложено более четырех миллиардов рублей только для увеличения количества служащих, которые служат по контракту.
Прибыль пополам
Правительство страны, прогнозируя бюджет на 2020 год, как и в предыдущие периоды, говорит об увеличении доходной части бюджета за счет дивидендов государственных компаний до 626 миллиардов рублей. Прирост данной статьи доходов по сравнению с 2019 годом должен составить более 37 миллиардов, а по сравнению с 2018 – более 340. Из них большая часть дополнительного дохода включает в себя прибыль от принятия решений по крупным акционерным обществам о выплатах около половины чистой прибыли как дивидендов.
Финансировать национальные проекты
Финансирование национальных и федеральных проектов за счет денег из бюджета должно федерального уровня увеличиться к 2020 году до 1,8 триллиона рублей. Полный объем ассигнований на национальные проекты в период с 2019 по 2021 год прогнозируется в размере 5,5 триллионов рублей.
Счетная палата потребовала более строгого подхода к увеличению суммы денежных средств, которые выделяются для финансирования государственных программ в случае их недостаточной эффективности.
Государственные долги или программа займов
Как уже было рассмотрено ранее, государственный долг в 2020 году должен составить около 14 триллионов рублей. Минфин Российской Федерации имеет право на размещение евробондов в размере до 3 миллиардов долларов.
В планах у Минфина размещение федеральных облигаций на сумму 2,42 триллиона рублей. Бюджетные ассигнования, которые будут направлены на погашение данных облигаций, должны составить более 579 миллиардов рублей. Ранее было отмечено, что возможна ситуация с усиление санкций и в этом случае Российская Федерация откажется от внешних займов.
Фонд национального благосостояния
Данный фонд должен дойти до максимального объема за все время своего существования еще в 2019 году, а в 2020 увеличится еще более чем до 11 триллионов рублей. Так к концу рассматриваемого периода показатель фонда национального благосостояния должен составить 10,3% ВВП Российской Федерации.
Государственная поддержка
В бюджете на 2020 год планируется государственная поддержка банков Российской Федерации. Это нужно для того, чтобы возместить недополученную прибыль из-за льготных кредитов. Данный показатель планируется на уровне 21 миллиарда рублей.
Межбюджетные трансферты и инвестиционные паи
В 2020 году планируется выделить межбюджетные трансферты из бюджета федерального уровня бюджетам субъектов Российской Федерации на сумму более двух триллионов рублей. В эту цифру включены дотации, которые нужны для выравнивания бюджетной обеспеченности, сумма которых составляет более 679 миллиардов рублей, и дотации за наилучшие темпы роста налогового потенциала в размере 20 миллиардов рублей.
Дополнительные инвестиционные паи Российского фонда прямых инвестиций, решение о приобретении которых может быть принято из-за сниженного объема фонда чистых активов, составит менее 30 млрд. руб..
Имеется право направить средства для строительства железной дороги по Киевскому направлению в капитал ОАО «РЖД». Сумма вложений может составить более пяти миллиардов рублей. Предусмотрен вариант подписного капитала для других корпораций с установленной суммой взноса в 1 миллиард рублей в год, что является минимумом, который может выбрать компания, но он может быть увеличен.
Основные выводы
Подытоживая все вышесказанное, можно выделить основные пункты, которые смогут охарактеризовать бюджет России в 2020 году:
- профицит (доходы будут превышать расходы, учитывая планы Правительства по росту расходов и в реальном и в номинальном выражении, но при снижении расходов по отношению к ВВП);
- меньшая зависимость бюджета от газа и нефти (уменьшением поступлений в бюджет от данного экономического сектора до 8 триллионов рублей);
- майские указы составят в денежном выражении около 6 миллиардов рублей (сюда входят национальные проекты, самым дорогим из которых стало строительство инфраструктуры, на развитие цифровой экономики планируют потратить около 108 миллиардов);
- рост социальных расходов (составит более 7 триллионов рублей, большая часть которых уйдет на социальную политику, в том числе пенсионное обеспечение, здравоохранение и развитие национальной экономики);
- увеличение общегосударственных расходов (из них расходы на деятельность президента Российской Федерации составят около 21 миллиарда рублей);
- накопление резервов (увеличение фонда национального благосостояния и не использование данных средств для погашения дефицита).
Ранее были озвучены более оптимистичные прогнозы касательно 2020 года, но, что получится в итоге, узнаем лишь к концу 2019.