Торговля американскими долларами и европейской валютой в Российской Федерации не прекратится. Об этом заявил представитель отечественного Центробанка. При этом санкции в отношении структур группы Московской биржи — Национального расчетного депозитария (НРД) и Национального клирингового центра (НКЦ) — на это не повлияют.
Будут ли продолжать торговлю долларами и евро в России после нового обострения с Европой и США
Торговля долларом и евро в случае введения санкций в отношении группы «Московской биржи» или ее членов продолжится, также сохранится возможность устанавливать официальный курс рубля к этим валютам, считает советник первого заместителя председателя ЦБ РФ Сергей Моисеев.
«Торговля, конечно, не исчезнет, то есть доллар и евро не исчезнут. В любом случае будет какая-то часть клиентов, которая имеет дело с этими валютами, никуда не денешься. Скорее всего, такая торговля будет носить внебиржевой характер, то есть если у кого-то есть работающие корсчета в этих валютах у иностранцев, смогут иметь дело, у кого таких счетов нет, не смогут иметь дело. Централизованное решение здесь невозможно уже будет. Потому что централизация означает под санкции подвести конкретный субъект рынка», — сообщил Моисеев на Межрегиональном инвестиционно-финансовом форуме в Пятигорске.
Он напомнил, что существует внебиржевой валютный рынок, а также сохраняется возможность проведения двусторонних валютных сделок.
«Если рынок будет непрозрачен, тогда можно по 701 форме (отчет о конверсионных операциях — прим. ИФ), которая содержит данные о валютообменных операциях, это форма ежедневная, по ней можно будет тоже считать курс рубля. Поэтому курс рубля будет официальный, который мы публикуем, который вы все используете в обменных операциях и прочее. Он просто будет не фиксинг «Московской биржи», это будут данные внебиржевого рынка. Критичности в этом нет, если произойдет (новые санкции будут введены — прим. ИФ), то произойдет, но решение под это есть все равно», — добавил Моисеев.
Он подчеркнул, что вообще не видит никаких проблем с ограничениями по обороту доллара в России.
«Доллар — резервная валюта, есть ожидания, что он якобы стабильный, люди привыкли, есть привычки, но наш собственный опыт последних десяти лет показывает, что мы можем и без доллара жить отлично. Не вижу с этим никаких проблем. В Европе любили евро. В других странах любят другие валюты», — заявил Моисеев.
Санкции пока не вводили, но все возможно
На данный момент США не вводили санкции против организаций группы Московской биржи, но ввели персональные — в отношении бывшего и действующего топ-менеджмента торговой площадки. В ЕС действуют санкции против Национального расчетного депозитария.
Курс рубля к доллару и евро будет устанавливаться по данным о валютообменных операциях внебиржевого рынка, однако будет официальным, говорят эксперты. С 3 октября на Мосбирже уже прекращаются торги британским фунтом. Поводом для такого решения холдинг назвал потенциальные риски и затруднения при проведении расчетов в этой валюте.
«Фунт стерлингов упал так значительно, что относить эту валюту к числу резервных уже тяжело. Доллар и евро остаются, потому что большинство международных платежей по-прежнему исчисляются в долларовом эквиваленте, и Европа остается нашим основным торговым партнером. Но нам нужно сделать выводы из нынешней ситуации и продвигать нашу валюту не только для торговых сделок, но и в качестве мировой резервной. Потому что без этого не удастся сделать нашу экономику сильнее и обеспечить её рост», — считает директор высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов.
Что касается опасений усиления санкций, то они несколько преувеличены, считает эксперт:
«Европейцы оценили серьезность действия антироссийских санкций на свою экономику. Они этого не любят. Кроме того, Европа, как и весь мир, сейчас стоит на грани рецессии — резкого торможения экономики с обвалом фондового рынка. Поэтому для европейцев каждая новая экономическая проблема становится очень чувствительной. Из числа уже озвученных санкций для нас достаточно болезненным может стать отключение от SWIFT. Однако мы точно знаем, что наша независимая платежная система “МИР” прекрасно работает и обеспечит все транзакции не только внутри России, но и с дружественными странами — в национальных валютах, с моментальной конвертацией».