Банк России на первом в 2020 году заседании в шестой раз подряд опустил ключевую ставку — до 6%, на 0,25 п.п. Об этом говорится на сайте ЦБ. В прошлом году Центробанк снизил ставку в совокупности на 1,5 п.п., однако смягчение политики до сих пор не сказалось на росте цен.
Главным аргументом в пользу снижения ставки было замедление инфляции. Месячный рост цен в январе составил 0,4%, а с коррекцией на сезонность был практически нулевым, годовой замедлился до 2,5% с 3% в декабре, указывали аналитики «ВТБ Капитала». Таким образом, хотя ЦБ начал снижать ставку более полугода назад и опустил в общей сложности на 1,5 п.п., цены до сих пор на это заметно не отреагировали, обращали внимание экономисты инвестбанка: годовой рост цен не приближается к целевому для ЦБ уровню 4%, а все больше отдаляется от него, и по итогам 2020 года может оказаться ниже прогнозных 3,5-4%.
«Годовые темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары продолжали снижаться. Расширение предложения на отдельных продовольственных рынках способствует сохранению низких месячных (с исключением сезонности) и годовых темпов роста цен на продовольствие. Произошедшее в 2019 году укрепление рубля, наряду с замедлением инфляции в странах — торговых партнерах, ограничивает рост цен на импортируемые товары», — отмечают в Центробанке.
По его данным, в январе инфляционные ожидания населения несколько снизились, при этом оставаясь на повышенном уровне. А ценовые ожидания предприятий стабильны.
Аналитики Нордеа Банка однако считают, что эффект от прошлогодних действий Центробанка пока просто не полностью реализовался, поскольку снижение ставки сказывается на инфляции в течение четырех-шести кварталов, передает РБК .
Ряд инфляционных факторов заставлял экспертов сомневаться в необходимости снижения ставки в феврале. Прежде всего — анонсированные в январе президентом Владимиром Путиным дополнительные меры социальной поддержки, направленные на улучшение демографической ситуации и снижение уровня бедности. Какие именно расходы планируются, станет известно лишь на следующей неделе — соответствующие поправки Минфин подготовит до 11 февраля. Однако в 2017 году инфляция практически не отреагировала на расходование сопоставимой суммы (200 млрд рублей) на единовременную выплату пенсионерам 5 тыс. рублей, отмечал главный экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков.
Не в пользу снижения ставки говорил и более слабый относительно декабря 2019 года курс рубля. Как правило, если накануне заседания курс снижается, ЦБ принимает более консервативное решение, если укрепляется — более мягкое, пояснял Исаков. Однако осенью 2019 года аналитики ЦБ признали, что чувствительность рубля к ослаблению валютного курса снизилась.
Еще один фактор риска — распространение эпидемии коронавируса в Китае, борьба с которым грозит замедлением мировой экономики, а следовательно и российской. Однако о масштабе последствий можно будет судить лишь по итогам февраля: нервозность рынков может сойти на нет так же внезапно, как возникла, указывала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.