Рынок пока еще не схлопнулся в ноль, банки продолжают выдавать кредиты на покупку авто, хотя и меньше в 1,5-2 раза. По оценкам РГС-банка, с 1 марта ежедневные выдачи снизились в четыре раза, и такая тенденция сохранится в течение как минимум марта.
Рынок автокредитования в России будет лихорадить полгода
Банки стали выдавать в несколько раз меньше автокредитов — рынок столкнулся с дефицитом автомобилей на фоне ухода производителей. Усугубляет ситуацию снижение спроса на фоне роста ключевой ставки и цен. Турбулентная ситуация на рынке может продлиться полгода, полагают эксперты и игроки, рассчитывая, что поддержку сегменту могут оказать автомобили с пробегом.
Сами по себе машины в продаже есть, но непонятно, как долго они будут, в каком количестве и по каким ценам, поэтому все участники рынка заняли выжидательную позицию. Посыпались логистические цепочки, причем ситуация куда менее прогнозируемая, чем во время, к примеру, «коронакризиса». Тогда проблема была связана с тем, что логистических мощностей не хватало, чтобы доставить накопившиеся за период простоя товары. Нынешние проблемы вызваны опасениями компаний попасть под вторичные санкции. С точки зрения «короны» было ясно, что вопросы решаемы. С санкциями этого нельзя сказать: многие страны живут под ними десятилетиями.
Новые автомобили в РФ подорожали более чем на 15% за одну неделю в 2022 году
В первую же неделю после начала спецоперации ВС РФ в Украине стоимость автомобилей без пробега в среднем выросла на 17,1 %. Это касается легковушек локальной сборки. Об этом информирует портал Autonews, ссылаясь но изучение ценообразование аналитиков Росстата.
Цена легковушек зарубежных автопроизводителей выросла примерно на 15,2 %. В результате, автомобили показали максимальные наценки среди непродовольственных товаров в перечне Росстата. Если проводить аналогии, то электроника, в частности, телевизоры, подорожали на 15,0 %, пылесосы — на 14,6 %, телефоны — на 9,6 %, а спортивная взрослая обувь — на 2,1 %.
При этом представители Росстата подчеркнули, что стоимость бензина и дизельного топлива для легковушек находится на прежнем уровне.
Отметим, что за минувшие несколько недель большинство мировых автогигантов «заморозили» поставки своих иномарок на российский авторынок и прекратили выпуск автомобилей на производственных площадках в РФ. В их числе компании: Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen, Skoda, Nissan, BMW и др.
Российский авторынок ждет трансформация
Российский автомобильный сегмент ждет трансформация: работающие в стране бренды будут определять свою дальнейшую позицию, на рынок придут новые продавцы, логистические пути будут меняться, не исключено, что появятся новые программы поддержи российского автопрома, полагает член совета директоров Экспобанка Алексей Санников. На эти преобразования понадобится в среднем от трех до шести месяцев, надеется он.
По словам предправления РГС-банка Алексея Токарева, какое падение будет сейчас, прогнозировать трудно, идет активный процесс перенастройки.
«Но с уверенностью можно сказать, что ниже 1 млн штук проданных новых автомобилей рынок не опустится, — отмечает он. — На налаживание новых процессов понадобится 1,5-2 месяца».
В 2021 году было выдано 935 тыс. автокредитов. Средний чек составил 1,33 млн руб. (28 % — рекорд за пять лет). За январь—февраль 2022 года было выдано 130,5 тыс. автокредитов, что на 8 % меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Объем выдач за первые два месяца текущего года составил 174,9 млрд руб., что на 34 % больше, чем в 2021 году. Средний чек за год вырос на 45,5 %, до 1,376 млн руб., следует из данных Frank RG.
Основную ставку в условиях неопределенности банкиры делают на вторичный рынок автомобилей. Проблемы, связанные с исходом производителей из России, коснутся только 20 % рынка, которые занимает кредитование именно новых автомобилей. Большую часть рынка занимают автомобили с пробегом, и этот сегмент будет в сложившихся обстоятельствах развиваться лишь динамичнее, согласен начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий.
Ускорится тенденция по привлечению цивилизованных, в том числе финансовых, инструментов в сегмент подержанных автомобилей. До сих пор далеко не все сделки там были охвачены автокредитованием.
На статистике февраля еще не сказались геополитические события и последовавшее за ними сжатие рынка. Напротив, после 24 февраля, в последнюю неделю месяца, РГС-банк фиксировал резкий всплеск заявок на автокредиты — клиенты стремились успеть получить кредит по старым ставкам и по еще доступной стоимости автомобиля. Но в дальнейшем из-за роста цен на автомобили и роста ключевой ставки, повлекшей за собой рост ставки по автокредитам на 4-6 процентных пунктов (п. п.), будет отсечена от автокредитования часть потенциальных клиентов.
Сейчас у топ-5 банков по объему портфеля автокредитов в 2021 году минимальная ставка по кредиту на приобретение нового автомобиля (с залогом) составляет 25,4 % (это при получении кредита непосредственно в банке, ставка по кредиту у дилера будет выше на 2-4 п. п.), что касается автомобилей с пробегом, тут минимальная ставка составляет 25,99 %, уточняет аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова. С учетом сжатия платежеспособного спроса и падения доходов, полагает она, в текущем году рост рынка автокредитования будет минимальным.
Страховщики предсказывают рост числа автоугонов в России и подорожание полисов КАСКО
«Мы ожидаем рост угонов автомобилей с целью их разбора на запчасти. Возможно, на этой волне активизируются мошенники, которые будут инсценировать ДТП, чтобы получить от страховых компаний денежные возмещения в условиях проблем с ремонтом машин из-за отсутствия запчастей», — признал заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных.
Впресс-службе «АльфаСтрахования» отметили, что число угонов пока не возросло, однако в компании внимательно следят за ситуацией.
Директор направления по управлению портфелем КАСКО «Росгосстраха» Ольга Асташкина вовсе порекомендовала включить риск «хищение» в страховой полис. Кроме того, она подчеркнула, что подорожание полисов КАСКО неизбежно.
Директор департамента андеррайтинга автострахования «АльфаСтрахование» Илья Григорьев заверил, что в компании ведутся переговоры с партнерами о возможностях не столь резкого реагирования на изменения курса.