Обвешивание является одним из наиболее распространенных нарушений в торговле. С недовесом покупатель может столкнуться практически в любом магазине или на рынке.
Журнал «Я вправе» проанализировал способы обмана покупателей и составил пошаговую инструкцию с разъяснениями, куда жаловаться на недовес в магазине, какая ответственность грозит магазину за обвес в свою пользу?
Что говорит закон
Покупатель должен оплачивать только реальный вес товара. При обвешивании данный принцип нарушается, так как продавец берет полную плату за товар несоответствующего веса. В подобной ситуации покупатель, согласно ч.1 ст.466 Гражданского кодекса может потребовать:
- передать ему недостающее количество товара;
- отказаться от покупки и оплаты за нее, а если товар оплачен – вернуть уплаченную сумму назад.
При этом покупатель сам выбирает, какой вариант более предпочтительный.
Как обвешивают в магазинах: секреты продавцов
Чтобы не стать жертвой обмана, нужно знать уловки продавцов, которые они применяют, когда хотят кого-то обвесить. Это, например:
- Использование электронных или настольных весов с умышленно сбитыми настройками.
- Учет веса упаковки в процессе взвешивания.
- Снятие товара с весов до того как стрелка зафиксируется на определенной отметке.
- Некорректная установка весов: под наклоном или на неровной поверхности.
- Отвлечение внимания покупателя от показаний весов.
- Взвешивание группы похожих товаров с разными ценниками.
- Обвес в процессе расфасовки товара.
Чтобы снизить риски обвешивания, покупателю следует проявлять бдительность и проверять результаты взвешивания в торговой точке.
Казалось бы, при использовании электронных весов обвесить покупателя невозможно. Тем не менее, даже с электронными весами продавцы могут практиковать самые простые способы обвешивания, включая перепрограммирование измерительных приборов.
Как проверить вес товара в магазине
Главным помощником покупателя в борьбе с обвесами являются «контрольные весы». Если контрольное взвешивание укажет на иное значение, покупатель вправе жаловаться на нарушение своих прав. Выявление факта неправильного взвешивания непосредственно в магазине способно существенно облегчить процесс возврата денег.
Можно ли получить назад деньги, если обвес обнаружен только дома? Да, но доказать факт обвеса будет сложнее. Потребуется подтверждающий оплату документ, а также свидетельские показания, подтверждающие, что вы не убирали продукцию из взвешенной.
Магазины обязаны разместить в доступном месте контрольные весы, чтобы покупатели могли проверить вес товаров. На основании п.4 Правил продажи отдельных товаров (утв. Постановлением Правительства от 2020 года №2463) продавец обязан иметь средства изменения и содержать их в исправном состоянии, если торгует развесным товаром.
Отсутствие контрольных весов в магазине влечет за собой привлечение продавцов к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (за нарушение правил продажи отдельных видов товаров). Данная статья предполагает наложение штрафа в размере:
- 300-500 р. — для граждан;
- 1000-3000 – для должностных лиц.
Пожаловаться на отсутствие контрольных весов в магазине можно в Роспотребнадзор.
Куда жаловаться на недовес в магазине
Книга жалоб и предложений
Книгу жалоб и предложений должны предоставить по первому требованию покупателя (отсутствие жалобной книги грозит магазину штрафом до 30 тыс.р.). Покупателю следует изложить в книге жалоб обстоятельства обвеса в свободном порядке:
- кто совершил;
- когда;
- какое было расхождение в весе и цене по сравнению с контрольным измерением;
- прочие важные обстоятельства;
- контактные данные (чтобы администрация магазина отреагировала на жалобу и могла вернуть деньги).
Торговая точка обязана отреагировать на жалобу и предоставить ответ на поступившее обращение в течение 5 дней.
Претензия в магазин
Отправка претензии в магазин является действенным способом добиться удовлетворения своих требований покупателем. Претензия должна содержать:
- наименование торговой точки;
- место и время совершения покупки;
- взвешенный товар;
- величину расхождения между первичным и контрольным взвешиванием;
- информацию о продавце и пр.
Образец претензии в магазин на обвешивание покупателя можно скачать тут
Роспотребнадзор
Жалобы на нарушение правил торговли, включая обвес, уполномочен принимать Роспотребнадзор. Эта контролирующая инстанция обязана проводить проверки по каждому факту нарушений.
Жалоба составляется в свободной форме и содержит описание когда, в каком магазине, в отношении какого товара произошел недовес. Для рассмотрения жалобы по существу и инициирования проверки жалоба не должна быть анонимной, содержать ненормативную лексику, оскорбления и угрозы.
Самый удобный способ направить жалобу в Роспотребнадзор – заполнить онлайн-форму на официальном сайте ведомства. Для отправки жалобы и ее рассмотрения необходимо авторизоваться через ЕСИА.
Стоит учитывать, что при отправке жалобы онлайн она не должна содержать более 4000 знаков. К жалобе можно приложить фотографию отзыва в Книге жалоб и предложений, ответ магазина на письменную претензию (если есть).
Жалоба в Роспотребназдор послужит основанием для проверки торговой точки и используемых ею измерительных приборов.
Ответственность за недовес товара
Обвешивание покупателей наряду с обсчетом и обмериванием квалифицируется по ст.14.7 КоАП как обман потребителей. Данная статья предусматривает административный штраф в размере:
- 3000-5000 р. для граждан;
- 10000-30000 р. для должностных лиц;
- 20000-50000 р. – для юридических лиц.
Привлечением покупателей к ответственность занимается Роспотребнадзор по результатам проведенной проверки. Взысканные штрафы поступают в бюджет.
Что делать, если Вас обвесили: памятка покупателя
Итак, что делать, если покупатель обнаружил недовес:
- Для начала попробуйте решить данный вопрос на месте и обратитесь в кассу или к администрации с просьбой перевесить товар и вернуть переплату.
- Если проблему с продавцом решить не удалось, напишите жалобу в Книгу жалоб и предложений.
- Если продавец отказывается провести повторное взвешивание, передайте претензию на имя руководства магазина с требованием вернуть денежные средства.
- Сфотографируйте жалобу, оставленную в Книге жалоб, и передайте ее в Роспотребнадзор.
Если магазин не отреагировал на претензию и отказывается вернуть деньги добровольно, покупатель вправе обратиться в суд.
Помимо компенсации необоснованных затрат на недополученный товар покупатель может потребовать взыскания в его пользу штрафа в размере 50% от цены искового заявления, а также компенсации морального вреда (например, если обвешивание сопровождало хамство и грубость продавца).