Притом, что в очередной раз объявлено о восстановлении экономики после очередного кризиса, финансовое положение россиян не улучшается. Об этом косвенно, но весьма красноречиво говорит статистика. При достаточно резком росте смертности, доходы компаний ритуальных услуг показали намного более скромный рост. Кроме того. что средний чек за похороны стал несколько меньшим, влияние на выручку оказал увеличившийся спрос на кремацию, которая обходится клиентам примерно на 40% дешевле.
Россияне достаточно консервативны в части следования ритуальным традициям. Экономия на похоронах показывает, что финансовое положение настолько серьезно, что приходится жертвовать принципами. Дальше может быть только экономия на самом необходимом. Официальная статистика утверждает, несмотря на ковидный шок и серьезные проблемы в экономике, российская бедность уменьшается. Этому есть и достаточно убедительное доказательство в виде беспрецедентных для России социальных выплат. Большинству остро нуждающихся уровень доходов, в той или иной степени подтянут к прожиточному минимуму. Но, нет уверенности, что рост доходов «продолжился» на более обеспеченные слои россиян. Напротив, бизнес продолжает жалобы на невыносимые условия существования, работники госкорпораций жалуются на прессинг, когда двух принуждают работать за троих, а крупный бизнес тоже недоволен требованиями государства поделиться прибылью.
Представляется, что установив подобие безусловного дохода, государство далее ограничится в борьбе с бедностью исключительно словесными интервенциями. Гораздо лучше, если оно научится создавать рабочие места, причем не примитивным денежным стимулированием. Попытки такого рода в виде национальных проектов существуют. Но, у них откровенно слабо с созданием рабочих мест, окупаемостью и даже (за исключением Крымского моста) с медийным эффектом. Все-таки в Отечестве пока неважно с идеями. Вот, например, недавнее предложение Шойгу о сибирских городах. Совершенно непонятно, откуда взять колоссальные средства для городов, кто должен поселиться в новых полисах, чем они будут заняты и насколько такая жизнь будет конкурентоспособнее уже существующих поселений. Все же есть надежда, что эта идея либо получит хорошее «идейное» обоснование, достойное финансирование и не выродится в пародию на военные поселения графа Аракчеева. Либо – угаснет в столкновении с реальностью и будет вспоминаться наряду с «25 миллионами эффективных и конкурентоспособных рабочих мест», о которых россияне слышали от бывшего президента и премьера.