Производитель бытовой химии поначалу планировал уйти из России, в рамках некоего синтеза «культуры отмены» и санкций. Потом, очевидно, у бизнеса наступило некоторое прояснение.
Возможно этому способствовало понимание простых фактов: бегство из России ничего не докажет властям и никак не окажет на них влияние, списание активов (уже было заявлено, что брошенный бизнес будет принудительно национализирован) обернется во многом бессмысленными убытками, а наказать непричастных работников и потребителей продукции – не смотрится разумной идеей. Помимо того, компания прекрасно понимает, что высвобождаемая рыночная ниша будет скорее рано, чем поздно заполнена конкурентами, а потеря репутации у потребителей и сменившееся на враждебное отношение властей – затруднят возврат по завершению конфликта.
Намного более вероятно – что на Henkel просто оказывается давление уже «собственными» властями. И, компания, поддавшаяся первому натиску, все же сумела достичь некоего компромисса – она отказалась от рекламы и спонсорского участия, но сохраняет рабочие места на 11 российских заводах, чем, собственно, и оправдывается от критиков.
Henkel обещала тщательно следить за ситуацией и серьезно относиться к критическим замечаниям в свой адрес. Российским же властям, стоит не менее серьезно отнестись к вопросам диверсификации производства и поставок, чтобы «сахарная история» не повторилась в своей отвратительной красе.