Индекс-дефлятор на 2019-2021 год – экономический показатель, необходимый для прогнозирования цен на группы товаров и услуг. С помощью этого показателя Минэкономразвития и другие ведомственные учреждения оценивают фактические доходы населения, его покупательскую способность.
Как рассчитывается
Значения индексов-дефляторов рассчитывается для каждой сферы деятельности на определенный период. Показатели на 2019-2021 годы Минэкономразвития утвердило своим приказом еще в октябре 2017 года. Это базовые постоянные показатели на определенный период в будущем, но утверждаются они ежегодно.
Они применяются при следующих макроэкономических расчетах:
- объем внутреннего валового продукта;
- объем внутреннего национального продукта;
- индекс потребительских цен (ИПЦ);
- физический объем потребления в динамике;
- другие направления.
С использованием данного расчетного коэффициента можно быстро перевести текущие показатели экономики в постоянные цены.
ИПЦ и индекс-дефлятор: в чем разница
Эти два экономических показателя часто путают, в прогнозах Минэкономразвития на 2019-2021 годы они указываются рядом, в соседних строках. Но значение этих показателей разное:
- ИПЦ указывает на стоимость конкретного товара в определенный временной период;
- Дефлятор – на стоимость группы товаров или услуг (строительство, нефтедобыча, розничная торговля и другие). На его основе построены экономические прогнозы, регулируются государственные закупки и оборонные заказы, составляются сметы, утверждаются режимы и нормы налогообложения.
Минэкономразвития публикует данные заблаговременно: в 2019-ом уже известны прогнозируемые показатели на 2021 год, чтобы у правительства было достаточно времени для корректирования социальной политики. Подобные коррективы включают финансовые вопросы и необходимы как меры по недопущению:
- резкого ухудшения платежеспособности и уровня жизни населения;
- существенного увеличения цен, в том числе на продукты первой необходимости и лекарственные препараты;
- роста безработицы;
- инфляции и падения курса рубля;
- других негативных последствий.
Таблица индексов-дефляторов Минэкономразвития до 2021 года
Отрасль экономики | Индекс-дефлятор по годам | ||
---|---|---|---|
2019 | 2020 | 2021 | |
Промышленный сектор | 103.3 | 102.9 | 103 |
Промышленность без ТЭК | 104.1 | 104.1 | 103.9 |
Добыча полезных ископаемых | 101.2 | 100.6 | 101 |
Топливно-энергетические ископаемые | 100.9 | 100.4 | 100.8 |
Добыча угля | 104.5 | 104 | 103.7 |
Нефте-и газодобыча | 100.5 | 100 | 100.4 |
Металлическая руда | 104.2 | 102.5 | 102.7 |
Добыча прочих ископаемых | 103.2 | 103.3 | 103.3 |
Обрабатывающее производство | 103.9 | 103.5 | 103.5 |
Пищевое производство | 103.1 | 103.2 | 103.5 |
Текстиль и кожаное производство | 104.2 | 103.8 | 103.5 |
Обработка древесины | 105.1 | 104.6 | 104.3 |
Бумажное производство | 105.2 | 104.7 | 104.4 |
Производство нефтепродуктов | 101.3 | 100.1 | 100.6 |
Производство химических веществ для медицины, изделий из резины и пластмассы | 105.2 | 104.9 | 104.7 |
Производство неметаллической минеральной продукции | 103.9 | 103.7 | 103.6 |
Черная металлургия | 104.2 | 104.7 | 103.7 |
Драгоценные металлы и ядерное топливо | 106 | 104.5 | 104.1 |
Готовые изделия из металла | 104.5 | 104.5 | 104.2 |
Машиностроение | 105.5 | 105.3 | 105.4 |
Прочее производство | 102.8 | 102.9 | 103.2 |
Поставки электроэнергии, газа и пара | 105 | 104.2 | 104 |
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов | 104 | 104 | 104 |
Сельское хозяйство | 103.5 | 103.1 | 103.3 |
Растениеводство | 103.7 | 102.9 | 102.9 |
Животноводство | 103.4 | 103.5 | 103.7 |
Транспорт, включая трубопроводы | 104.3 | 104.2 | 104.1 |
Инвестиции и капиталовложения | 105 | 104.4 | 104.2 |
Строительство | 105 | 104.8 | 104.5 |
Розничная торговля | 104.2 | 103.5 | 104 |
Платные услуги населению | 104.8 | 104.2 | 104.3 |
Скачать долгосрочный прогноз индексов-дефляторов и инфляции до 2030 года
Порядок применения
Порядок применения индексов-дефляторов на 2021-й и последующие годы разработан Министерством экономического развития по каждому направлению и утвержден соответствующим приказом.
Государственные закупки
В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.
Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.
Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.
Строительные работы
Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.
Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.
Государственный оборонный заказ
Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.
Основные показатели роста
Минэкономразвития подготовило базовый сценарий экономики до 2024 года, в основе которого лежит прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям. Некоторые позиции и ключевые показатели в этом прогнозе выше тех, что ожидались изначально. В частности, в 2021 году рост ВВП планируется до 3,1%, что в 2,5 раза выше текущего показателя. Ожидается, что после двухлетнего спада промышленное производство постепенно вернется к уровню 2018 года. Экспорт и импорт товаров увеличатся в среднем на 13 и 30 млрд. долларов. Незначительно, но снизится уровень безработицы, а общее количество занятых на производстве практически не изменится.