Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.
В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.
Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.
Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.
Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:
- Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
- Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
- Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
- Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.
Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».
- Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.
Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.
В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.
Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.
Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2020-2021 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:
- Московская область.
- Красноярский край.
- Краснодарский край.
- Ленинградская область.
- Новосибирская область.
- Свердловская область.
- Волгоградская область.
- Омская область.
- Ростовская область.
Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:
- Личные данные.
- Опыт работы.
- Образование.
- Категория.
- Квалификация.
- Контактная информация.
- Личные качества.
- Разряд.
Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.
Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.
Приём на работу
Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.
В приказе указывается такая информация:
- Название школы.
- Номер и дата документа.
- Дата приёма на работу.
- Дата окончания трудового договора.
- Табельный номер.
- Фамилия, имя, отчество.
- Структурное подразделение.
- Должность.
- Условия приёма на работу.
- Характер работы.
- Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
- Основания для приёма на работу.
Приказ подписывается директором школы и педагогом.
Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.
Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:
- паспорт,
- трудовая книжка,
- документ об образовании,
- личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.
Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.
Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.
Требования к учителям
Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.
Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:
- Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
- Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
- Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
- Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
- Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.
Обязанности учителя
Основные обязанности учителя в школе:
- Ведение уроков.
- Проверка тетрадей.
- Контроль соблюдения порядка.
- Выставление оценок в классный журнал.
- Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
- Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
- Составление календарных планов.
- Составление отчётов.
- Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
- Участие в заседании педагогического совета.
- Проведение родительских собраний.
- Провождение воспитательной работы.
- Организация внеклассных мероприятий.
Преимущества и недостатки работы учителя
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
Преимущества:
- Творческая работа.
- Систематическое развитие педагога.
- Возможность подрабатывать репетиторством.
- График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
- Отпуск 2 месяца.
- Возможность карьерного роста.
Недостатки:
- Маленький оклад.
- Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
- Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Заработная плата по специальностям
Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:
- Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
- Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
- Педагог по праву получает от 40 тыс.
- Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30 до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
- Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
- Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
- Педагог японского языка получает от 26 тыс.
- Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
- Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
- Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
- Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
- Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
- Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.
Заработная плата по регионам
Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
График работы учителя
Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.
В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.
Формы работы в начальных классах
Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы:
- Иллюстративное обучение. Показывая картинки, учитель добивается лучшего усваивания материала.
- Игровая форма способствует развитию умственных способностей и логике. Благодаря игровой форме ребёнок лучше запоминает предоставляемую информацию.