Какие товары могут исчезнуть в России из-за санкций

Какие товары могут исчезнуть в России из-за санкций

В течение нескольких недель зарубежные компании заявляли о приостановке своей деятельности или уходе с российского рынка. Многие из них закрыли магазины, заморозили экспорт продукции и перестали инвестировать в развитие брендов в РФ.

Эксперты рассказали о том, какие товары в этой ситуации оказались под угрозой исчезновения с полок магазинов в ближайшее время.

Продукты питания и бытовая химия

Российский рынок испытывает трудности из-за введенных Западом мер, однако эксперты уверяют, что продукты питания не входят в санкционные списки, поэтому импорт продовольствия не остановится. В крайнем случае, по словам партнера Strategy Partners Инны Гольфан, если такие товары со временем будут исчезать, их заменят аналоги из других стран, пишут Известия. Однако есть несколько категорий продуктов, которые находятся в зоне риска.

Сельдь и скумбрия. Импорт с Фарерских островов оказался под угрозой, считает эксперт. На него приходится 40-50 % поставок этих пород рыб в Россию. Пока, однако же, работа идет в обычном режиме.

С прилавков могут исчезнуть некоторые фрукты, поскольку в России производится всего 40 % от общего потребления по стране. Но пока переживать рано, потому что зарубежные поставки, по большей части, идут из стран, которые не вводили санкции. Например, бананы везут из Эквадора, апельсины — из ЮАР, персики — из Греции и Турции.

Пока непонятно, когда в магазинах снова появится пиво марки Heineken, поскольку концерн приостановил инвестиции и производство. То же самое касается другого алкоголя, поставляемого из Европы. Например, британская компания Diageo (бренды Smirnoff, Black Label, Johnnie Walker, J&B, Guinness, Baileys, Captain Morgan, Gordon’s) приостановила отгрузки на неопределенный срок.

В ближайшее время с российских прилавков исчезнут напитки PepsiCo, ранее компания сообщила об остановке продаж Pepsi, 7Up, Mirinda и других напитков. Детского питания и молочных продуктов это не коснется.

 

Рисков в поставках сырья для чая и кофе нет, считает ассоциация Роскофечай, потому что основные поставщики находятся в странах, которые не вводили антироссийские ограничения (Бразилия, Колумбия, Шри-Ланка, Вьетнам и другие). Ранее производитель кофе Paulig заявил о своем уходе с российского рынка. Также компания Nestle прекратит поставки товаров под маркой Nespresso, в том числе, кофе в капсулах, кофемашины, посуду и аксессуары, сообщает РБК.

«Если рубль стабилизируется на нынешних показателях (около 120 рублей за доллар), то рост цен на 50 % неминуем в таких категориях как автомобили, бытовая техника, импортные лекарственные средства, бананы, кофе. Это вопрос времени», — заявил Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Подорожает и кондитерская продукция, которая содержит импортное сырье.

Британская компания Unilever, которой принадлежат в том числе бренды Dove, Rexona, «Чистая Линия», Axe, Domestos, Cif, объявила о прекращении инвестиций в проекты в РФ, но бренд продолжит поставки «жизненно важных продуктов питания и гигиены, произведенных в России, для жителей России».

Одежда и обувь

Массовый ассортимент одежды значительно не изменится — основные объемы тканей и сырья для легкой промышленности поступает из стран, которые не поддержали санкции. Турция продолжает поставки, как и Китай. Эти страны, как и Индия, предложили расчет в национальных валютах, рублях.

Санкции коснулись продаж на маркетплейсах и интернет-ритейла, считает PR-директор платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах EGGHEADS Solutions Катя Солнечная. Пока товары с площадок не исчезли, но непонятно, что будет дальше. Сложности с доставкой появились у поставщиков фурнитуры и тканей, которые чаще всего привозят из Италии, Турции и Китая.

Местные производители одежды и обуви также столкнулись с проблемами, поскольку хоть производство у многих находится в России, но ткани чаще всего приобретают в других странах. Некоторые бренды закупились впрок. Однако, что произойдет, когда сырье закончится, и будут ли к тому моменту выстроены новые цепочки поставок, никто не знает.

По данным опроса РБК, представители иностранных и российских брендов, чье производство базируется в РФ, также обеспокоены ситуацией.

«Цены будут повышаться постепенно, чтобы потребитель привык. Пока мы торгуем в убыток, чтобы сохранить бизнес», — комментирует президент бренда Baon Илья Ярошенко.

Многие зарубежные производители одежды и обуви (H&M, ASOS, Marks & Spencer, Mango, Nike, Adidas и др.) приостановили работу своих точек и доставку на несколько месяцев из-за проблем с поставками. Когда они вернутся, пока неизвестно. Соответственно, товары этих брендов могут исчезнуть в России уже совсем скоро.

Одежду некоторых марок еще можно найти на маркетплейсах типа Lamoda или Ozon (Mango, Mothercare, Hugo Boss), причем, цены не завышены. Однако видно, что продавцы реализуют остатки товаров.

Автомобили и бытовая техника

С начала введения санкций в отношении РФ о приостановке производств и прекращении поставок заявили крупнейшие автоконцерны, среди них Ford, «Фольксваген Груп Рус», General Motors, Jaguar Land Rover и Porsche. Эксперт ТАСС считает, что причиной этого стало, в первую очередь, нарушение логистики, а также удорожание деталей для сборки автомобилей в России. Производители РФ уже ощутили эту проблему, например, Автоваз отправляет сотрудников в корпоративный отпуск на несколько месяцев раньше из-за кризиса поставок электронных компонентов, пишет РБК.

Многие сейчас возлагают большие надежды на китайских производителей и по поставкам комплектующих, и по продаже готовых авто — это марки Haval, Chery, Geely. Пока они временно приостановили отгрузки готовых машин в дилерские центры до стабилизации ситуации. Однако уже сейчас продажи автомобилей из КНР выросли на 70 %, сообщают РИА Новости.

Ситуация с поставками электромобилей в Россию усложнилась после того, как США опубликовали список предметов роскоши, которые теперь запрещено вводить в РФ. Руководитель TheTesla Артем Карпов рассказал порталу Autonews, что с покупкой Tesla в США проблем не будет, поскольку работа осуществляется через местного дилера. Сложности могут быть только в удлинении цепочки поставок: автомобили повезут не через российские порты, а через Литву или Финляндию, а далее наземным транспортом в Белоруссию и Россию.

Также в список автомобилей, которые запретили экспортировать из США, попали Hummer, Chevrolet, Cadillac, Jeep и Nissan Pathfinder. Запрет распространяется и на подержанные машины.

Серьезные потрясения ожидают и рынок бытовой техники. Многие производители уже ушли с российского рынка, а оставшиеся пока не могут насытить спрос. Крупная бытовая техника в России за три недели уже подорожала в среднем на 50 %, а спрос на нее увеличился в 2,3 раза, следует из исследования рынка, проведенного сервисом сравнения товаров и цен Price.ru.

«Цены на бытовую технику среди российских интернет-покупателей в период с 24 февраля по 14 марта 2022 года выросли в среднем на 50 %, а спрос увеличился на 123 %», — говорится в исследовании.

Его авторы отмечают, что наибольший рост цены и спроса показывает крупная техника для кухни. К примеру, холодильники от российских и белорусских производителей «Бирюса» и «Атлант» подорожали в среднем на 57 %. А цена на их немецкий аналог KGV 36NW1AR от Bosch выросла на 105 % (с 22 157 рублей до 45 519 рублей).

«Также значительно подорожали посудомоечные машины и варочные панели. Цены на посудомойки в среднем выросли на 48 %, на варочные панели — на 91 %. Спрос на эти товары тоже возрос: интерес россиян к посудомоечным машинам увеличился на 108,3 %, а к варочным поверхностям — на 177,6 %. Микроволновые печи показывают рост цен на 44 % и рост спроса — 175,2 %», — отмечается в исследовании.

Кроме того, выросла цена и на стиральные машины. «Средняя цена модели WLP20265 от Bosch выросла на 86 % (с 25 596 рублей до 47 590 рублей), модели F-1096SD3 от LG — на 76 % (с 22 044 рублей до 38 854 рублей), IWUB 4085 от Indesit — на 46 % (с 15 614 рублей до 22 865 рублей). При этом спрос на стиральные машины вырос на 254,3 %», — выяснили в Price.ru.

Помимо этого на 239,5 % увеличился спрос на кондиционеры, а цена некоторых моделей выросла на 52 %.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here