Повышением с 1 октября 2023 г. денежного довольствия силовиков и военных пенсионеров, российские власти запускают своеобразный «марафон», в котором все участники проиграют.
Совершенно очевидно, что если российская пенсионная система до реформы и повышения пенсионного возраста была «хромоногой», если до прокси-войны с Западом отечественный инвестиционный фонд был не очень впечатляющий, то все эти припарки в виде прибавок будут только добавлять топлива инфляции.
Основой стабильной работы пенсионной системы является возможность на нее заработать. Это простейшее правило постоянно нарушается. Государство, решая тактические задачи наполнения бюджета, постоянно провоцирует рост стоимости импорта. Строго говоря, и все меры по регулированию инфляции, за исключением ключевой ставки и некоторых косвенных действий ЦБ не проводятся. Но, инфляция никогда не имеет 100% монетарных корней. И, если ей не управлять, желательно минимизируя, то она будет всегда стремиться ускориться. Как результат, официальная, промышленная и потребительская инфляции всегда сильно различаются. А это гарантия появления инфляционных ожиданий, дополнительно разгоняющих процесс.
С другой стороны, возможности заработка на пенсию постоянно сокращаются. Что у пенсионных институтов, что у самих граждан. Призывы соинвестировать нелепы, они для образованных людей в курсе вопроса равносильны призыву выкинуть деньги.
Поэтому, государство пошло по пути наименьшего сопротивления, просто подняв пенсионный возраст, сократив часть пенсий до социального минимума и введя ограничения на пенсию у работающих пенсионеров. Но, и тут его ждет неприятность. Поскольку силовики необычайно востребованы, их число растет, как растут расходы на их пенсию. А резать эти расходы для государства, особенно помня о «марше Пригожина», для государства смерть как страшно. Значит, за это заплатят гражданские пенсионеры и те, кто пенсионером еще не стал.