Минфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионах

Минфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионахМинфин предлагает c нового года ввести налог для самозанятых еще в 19 регионах

Министерство финансов РФ выступило с предложением расширить с 1 января 2020 года эксперимент по налогообложению самозанятых. В проекте поправок в действующий закон, опубликованном на портале проектов нормативных актов, сказано, что в пилотный проект следует включить еще 19 регионов.

«Начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 1 января 2020 года… в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан», — говорится в документе.

С 2019 года пилотный проект действует в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Налоговый тариф для самозанятых включает страховые взносы в ФОМС, но не предполагает отчислений в ПФР и составляет 4% при работе только с физлицами или 6% при сотрудничестве с компаниями, пишет Znak.com.

«Удушение» налогами

За последние 10 лет налоги в несырьевом секторе экономики выросли в 2,6 раза, а в сырьевом секторе — в 2,2 раза, подсчитали в Институте экономики роста имени П. А. Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Если в 2008 году одно предприятие несырьевого сектора в среднем выплачивало в казну 1,2 млн руб., то в 2018-м уже 3,2 млн. С 2008 по 2018 год количество таких предприятий сократилось на 12% — с 4,7 до 4,2 млн, пишет «Независимая газета».

Больше всего фискальная нагрузка выросла в торговом секторе — в 4 раза (с 0,4 млн руб. до 1,6 млн), а количество предприятий в нем уменьшилось почти на 30% (с 1,8 до 1,3 млн). То есть почти все сокращение количества предприятий произошло за счет торговли.

«Наши данные показывают, что несырьевой сектор подвержен повышенной налоговой нагрузке по сравнению с компаниями, работающими в нефтегазовой и других добывающих отраслях», — подчеркивает директор Института экономики роста Анастасия Алехнович.

Она отмечает, что все это время в правительстве говорили о необходимости снизить зависимость России от экспорта нефти и газа, перейти к новой несырьевой модели развития экономики. «На практике видно, что этого не происходит, в том числе из-за повышения налогов, которые мешают развиваться предприятиям и частным предпринимателям. Более того, доля несырьевого сектора в ВВП России в последние годы снижается, что еще больше показывает, что уйти от традиционной сырьевой модели экономики до сих пор не удалось», — добавила Алехнович.

 

Исследование института показало, что в структуре национального ВВП в 2018 году доля сырьевого сектора резко выросла — до 15,4%, тогда как в 2017 году она составляла 12,9%, в 2016-м — 11,4%. В целом за последнее десятилетие доля сырьевого сектора не превышала 12,9% в структуре ВВП.

По словам инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, налоговая нагрузка на предприятия в РФ действительно высокая, хотя на постсоветском пространстве есть страны, где налоги еще выше — Таджикистан и Белоруссия.

«В России, по данным исследования PwC, основанного на данных Всемирного банка, общая налоговая нагрузка (на прибыль, труд, косвенные платежи) составляет 47,5% по итогам 2018 года. Для сравнения: средний мировой показатель составляет 40,5%, средний по региону (в который входят, например, Казахстан и Турция — 33,4%), а вот в Белоруссии и Таджикистане показатель гораздо выше российского — 52,9 и 66,2% соответственно)», — пояснил Нигматуллин.

На бизнес угнетающе действует не только высокий уровень налоговой нагрузки в РФ, но и то, что правительство не сдерживает своих обещаний по неизменности фискальной системы.

По мнению Нигматуллина, рост налоговых платежей во многом объясняется инфляцией. «90% роста налоговых платежей съедается инфляцией. За 10 лет с 2008 года она составила 113%, следовательно, только за счет этого налоговые платежи выросли у компаний в 2,13 раза», — пояснил он.

Хотя Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы обещал не менять в России в ближайшие три года налоговую политику, бизнесмены и эксперты с недоверием относятся к таким посылам. Все помнят историю с налогом на добавленную стоимость (НДС). Еще в марте 2018 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется: , власти, мол, будут повышать собираемость существующих налогов. Но с 1 января 2019 года НДС был увеличен с 18 до 20%.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here