Министерство выдало специальное разъяснение, что если отгрузка российской нефти состоялась до 5 февраля 2023 г., а прибытие в порт назначения – до 1 апреля – под регулирование не попадет. Самое забавное то, что OFAC даже привела подробный пример «безопасной» сделки, когда воображаемый трейдер 1 января 2023 года контрактует объем отгрузки, а 1 февраля – это от объем «физически» выгружается получателю в порту прибытия. Такой «детский» уровень объяснений вызван тем, что американцы не раз и не два отметились многомиллиардными штрафами для банков и компаний, нарушивших чертовски запутанное, но совершенно беспощадное законодательство.
Не желая нанимать дорогих специалистов по комплайенсу, многие просто отказываются от любых сделок с российскими контрагентами. Поначалу, что ведет к усилению санкционного эффекта. Но, более отдаленные последствия – все плохие. «Свои» торговцы остаются без части выгодных контрактов, «чужие», напротив, не только получают прибыль, но ищут и находят пути ухода из-под американского контроля. Помимо того, приходится как-то парировать всплеск антиамериканских настроений – давление санкциями, тем более вторичными, всегда создает сильное раздражение.