Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала «Яндекс.Такси», DiDi, «Ситимобил» и Gett отчитаться о ценах на поездки.
Кто инициатор проверки?
Недовольство ценами на такси высказал председатель Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов. Он сослался на данные Tinkoff Data, согласно которым, в 2021 году поездки на такси подорожали на 24%. Он также заявил, что онлайн-агрегаторы определяют «тип электронного устройства» пользователя и в зависимости от этого устанавливают «динамическую стоимость» за поездку.
«Цена на одну и ту же услугу может меняться в зависимости от типа устройства, с которого происходят заказ и оплата: чем дороже стоимость устройства — тем дороже цена услуги», — написал Шатунов.
Молодежный парламент предложил Роскомнадзору законодательно регулировать «дискриминацию ценообразования». Речь о том, чтобы запретить использовать системы веб-аналитики, а также ввести административную ответственность за ее применение. Роскомнадзор, со слов главы парламента, согласился с наличием проблемы, но она «остается нерешенной», подчеркнул он. Из-за этого Дмитрий Шатунов попросил зампредседателя Госдумы Бориса Чернышова инициировать проверку, и тот направил депутатский запрос в ФАС.
Если компании не ответят или предоставят ложную информацию, им грозит административный штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Реакция компании «Яндекс»
Цена поездки на такси, вызванном в приложении «Яндекса», не связана с моделью смартфона пользователя, сообщили в пресс-службе «Яндекс Go». На стоимость влияют количество свободных машин рядом, погода, загруженность дорог, продолжительность и протяженность поездки.
«Другие факторы — модель смартфона, уровень заряда, количество антител у пользователя, его настроение и чувство юмора — никакого отношения к ценообразованию не имеют», — говорится в ответе пресс-службы компании.
Представитель «Яндекса» также отметил, что пользователь видит итоговую цену до того, как садится в такси.
Мнение экспертов
Главной причиной ситуации Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитала» он называет желание агрегаторов «поправить экономику».
«Прежде компании активно привлекали клиентов промокодами и скидками. Сейчас они хотят показывать или наращивать прибыль»,— поясняет он.
Кроме того, продолжает господин Беспалов, сохраняется нехватка водителей, потому повышением цен агрегаторы пытаются нащупать баланс между спросом и предложением. По его словам, часть автомобилей могла уйти на доставку товаров для бизнеса.
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по таксомоторным перевозкам, основатель «Формулы такси» Богдан Коношенко говорит, что на стоимость поездки в первую очередь влияет рост цен на автомобили и топливо.