Многие военнослужащие, выйдя на пенсию, являются нетрудоспособными по состоянию здоровья, многие умирают, не перейдя рубеж в 60 лет. К категории военных пенсионеров относятся военнослужащие, проводившие основное время своей службы в полевых условиях, на учениях, тактических полевых занятиях, выполнявшие международный долг, участвовавшие в боевых действиях, выполнявшие приказы командиров и верховного главнокомандующего.
Военные пенсии у большинства военнослужащих составляют не более 20000 рублей, а данные статистики о средней пенсии 26000 рублей ошибочны. По сей день при расчете военной пенсии используют понижающий коэффициент, равный 0,73. Данный закон был принят 2012 году, и коэффициент тогда равнялся 0,54. Каждый год этот показатель должен был увеличиваться на 2%, но в 2019 году его заморозили.
В данной статье подробно рассказано о том, почему военным пенсионерам не платят полную пенсию, какие последние новости из Госдумы на сегодня о повышении понижающего коэффициента военным пенсионерам, параметрах повышения военных пенсий в 2022 году.
Военные пенсии 2022: почему государство не выполняет гарантии, данные военным пенсионерам
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Повышение понижающего коэффициента военным пенсионерам
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
- Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
- С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
Законопроект о понижающем коэффициенте военной пенсии в 2022 году
30 сентября 2021 года на рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ.
В нем Правительство России в очередной раз предложило не повышать в полном объеме долю денежного довольствия, которая учитывается при расчете военных пенсий, затормозив полноценную индексацию еще на год – до 1 января 2023 года.
Рассмотрение законопроекта будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%).
Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Какое будет повышение военных пенсий и зарплат в 2022 году?
Недавно президент России Владимир Путин на совещании рассказал, что денежное довольствие военнослужащих и сотрудников силовых органов будет повышено на 9% в течение двух лет, а в 2023 году повышение составит 5%. По тексту стенограммы следовало, что довольствие будет повышаться по 9% каждый год. Однако текст законопроекта, который правительство внесло в Госдуму, говорит о другом.
Правительство в пакете «бюджетных» законов внесло в Госдуму законопроект «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц…»», который определяет, насколько в 2022 году вырастет понижающий коэффициент, определяющий соотношение между денежным довольствием и пенсией бывшего военнослужащего.
Сейчас коэффициент составляет 0,7368 – в последний раз его поднимали в 2019 году (с 0,7223). Изначально коэффициент был установлен на уровне 0,54 в 2012 году, и должен был расти на 0,02 каждый год. По факту в некоторые годы он рос быстрее плана, в другие – не рос вообще. Соответственно, в 2022 году по плану коэффициент должен составит 0,74 (или 74%). И, как следует их законопроекта правительства, именно столько он и составит.
Соответственно, понижающий коэффициент вырастет на 0,0032, повысив военные пенсии на 0,43%.
Кроме того, законопроект ссылается на проект федерального бюджета, в котором заложена индексация денежного довольствия с 1 октября 2022 года на 4% (вместо 9%, о которых мог говорить президент).
Таким образом, военные пенсии с 1 октября 2022 года будут выше текущего уровня примерно на 4,45%.
При этом законопроект в очередной «замораживает» рост понижающего коэффициента на величину инфляции. Так, в законе о пенсионном обеспечении говорится, что власти могут поднимать повышающий коэффициент более чем на запланированные 2%, учитывая величину инфляции. Действие этого пункта было приостановлено еще с 2016 года, и с тех пор приостановка продлевалась ежегодно.
Как можно понять, уже второй год подряд денежное довольствие военнослужащих и силовиков, а также военные пенсии будут повышаться медленнее, чем растут цены. Так, с 1 октября довольствие выросло на 3,7% – тогда как инфляция за 2020 год даже официально составила 4,9%. В 2021 году инфляция может составить около 5,8-6% по итогам года, однако зарплаты силовиков вырастут всего на 4%.
Как изменялся ПК в предыдущие годы
Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство
Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).
Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:
«С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих».
Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам
Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:
- 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
- 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
- 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
- 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
- 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
- 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
- 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
- 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
- 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
- 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).
Из анализа приведенных цифр следует
Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).
Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.
Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70%.
Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.
Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам
Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.
В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.