В «Российской газете» сообщается, что в мае 2022 будет запущен пилотный проект, продолжительность которого рассчитана на год. Планируется изменение порядка начисления зарплат всем педагогам, независимо от сферы – дошкольной, школьной. Высшего и среднего профессионального образования, а также в дополнительном повышении квалификации. Это – перспективный ответ на вопрос, будет ли повышение зарплаты педагогам в 2022 году.
Планы и намерения
Самые свежие новости на эту тему датированы буквально концом сентября и основаны на информации от «Российской газеты», на которую ссылаются и остальные источники. Они датированы концом сентября 2021 года. Несколько ранее сообщалось о запуске Правительством РФ конструктивной программы, предполагающей постепенный и поэтапный рост оплаты труда работникам сферы образования. Речь идет о начислениях педагогам, работающим в бюджетной сфере. Частные образовательные заведения платят своим сотрудникам больше, что и спровоцировало перманентный отток молодых и квалифицированных специалистов из государственных школ и ВУЗов, утрату профессией уважения и престижности.
Последние новости о повышении окладов педагогам неизменно приводят составляющие нынешних выплат, получаемых учителями за свою нелегкую работу:
- надбавки за стаж и квалификацию, повышенный объем работы;
- особые заслуги, награды и почетные звания;
- дополнительные нагрузки (классное руководство, работа с неуспевающими, кружки и факультативы);
- количество часов.
Однако это – далеко не все факторы, влияющие на достойный уровень обеспечения у людей сложной профессии, от которой зависит воспитание подрастающего поколение. В бедных регионах оно определяется недостаточной наполненностью бюджета. Во всех территориальных сообществах уровень зависит от профессиональной принадлежности – в ДОУ работники получают меньше всех, на втором месте в рейтинге низкооплачиваемых находятся учителя интернатов и детских домов, ненамного от них удалены сотрудники общеобразовательных учреждений, дополнительного и профобразования. ВУЗовских преподавателей можно условно отнести к благополучной категории.
Самые высокооплачиваемые работают в сложных климатических условиях – ХМАО, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах, в условных лидерах – учителя Москвы и Северной столицы, причем, последние получают в 1,8 раза меньше москвичей. Увеличение зарплаты педагогам – насущная проблема в сельской местности, небольших городах, областных центрах и даже в целых республиках.
Поручение Президента
Российский лидер неоднократно подписывал Указы о повышении зарплат приоритетным категориям – учителям, врачам, работникам культурной сферы, однако не во всех субъектах федерации нашлись необходимые денежные ресурсы для выполнения таких распоряжений. По прошествии некоторого времени обнаружилось, что в некоторых регионах система начисления зарплат все еще не позволяет провести увеличение до заявленных параметров.
Прибавка к зарплате педагогам в 2022 году в России теперь намечена на уровне среднемесячной зарплаты конкретного населенного пункта. Педагоги высших учебных заведений должны получать не менее 200% от СЗП. В ходе подсчетов уровня зарплаты будут учитываться квалификация и меры по ее повышению, ученые степени, стаж работы по конкретной специальности и иные критерии, которые учитываются при начислении з/п. Руководители департаментов и учебных заведений не могут использовать резервы фонда заработной платы для повышения оплаты своего труда, если они не находятся в закрепленном нормативами соотношении с оплатой труда их подчиненных.
Законопроект в ГД
Е. Строкова, депутат Госдумы, внесла на рассмотрение предложение, согласно которому ставка педагога на 2022 год в РФ должна быть урегулирована посредством введения единого тарифа для всей федерации. Приравняв ее к двум МЗП, можно дать возможность зарабатывать более солидные средства молодым сотрудникам, недавним выпускникам ВУЗов, у которых есть необходимость растить детей и приносить реальные средства в семейный бюджет. Такое нововведение не только поднимет престиж профессии, но и воспрепятствует оттоку молодых специалистов на другие виды деятельности, с более достойной оплатой.
Что намечено к исполнению?
В феврале 2022 пройдет плановая индексация заработных плат педагогам. Пока об этом известно немного, вся информация поступила от СМИ, которые ссылаются на достоверные источники в правительстве и профильном департаменте. Предположительно, рост зарплат бюджетников будет ниже, но ненамного чем в текущем временном периоде, но не ниже, чем 6%.
Понижение уровня объясняют необходимостью дополнительного финансирования из бюджета на намеченные преобразования, да и восстановление экономики дает основания полагать, что уровень инфляции снизится, а рост цент во втором квартале планового периода начнет снижаться. Для этого предпринимаются меры по стабилизации в экономической сфере и на законодательном уровне.
Уже в 2021 году должна быть разработана новая система оплаты труда, и эта достойная миссия возложена на профильный департамент – Министерство образования. В ходе этого масштабного мероприятия предполагается:
- возврат к тарификации (тарифной сетке из 18 разрядов, как это было ранее);
- установление единой ставки по всей территории федерации;
- дифференциация окладов по выполнению должностных обязанностей, уровню квалификации и полученному образованию (основному и дополнительному)
Профильное министерство, во взаимодействии с другими департаментами и представителями профессии должно разработать единый перечень стимулирующих надбавок, выплат и премий по разным основаниям (за выполнение повышенного и расширенного объема работ, высокие профессиональные показатели). Пока это и есть ответ на вопрос, что будет с зарплатой педагога, а результат можно будет увидеть наглядно по ситуации в регионах, где начнет работать пилотный проект, о котором пишет «Российская газета».
К чему это приведет?
Проведенные статистические исследования показали, что система оплаты труда педагога крайне далека от идеальной, о выполнении майских указов в некоторых территориальных сообществах и не помышляли. Достаточно привести сухие цифры – в 4/5 регионов оклад работника сферы образования оказался ниже минимальной зарплаты. За ставку в 18 час. (базовую)платит департамент образования, надбавки и премии поступают из местного бюджета. Чиновники, в ведении которых распределение средств, не заинтересованы в их расходе по таким направлениям.
Зарплата учителя в Рязанской области, при полном совпадении исходных данных для расчета, в 5 раз ниже, чем у учителя в Москве.
Рост минималки в текущем году, как и потенциальное увеличение МЗП в наступающем, конечно, влияет на объем зарплаты учителя, но эти изменения, как и индексация, не настолько значительны, чтобы остановить уход специалистов и разрешить назревшую проблему кардинально.
Это не ответ на вопрос, будет ли сокращение педагогов в 2022 году, о котором говорилось неоднократно, как о средстве оптимизировать учительскую зарплату. Говорят, о минимизации раздутых управленческих штатов в территориальных структурах и в рядах госчиновников. Возможно, это выльется в сокращение незаполненных ставок, которые делятся на премии и надбавки руководству. В некоторых регионах катастрофическая ситуация с наличием рядовых сотрудников, которые не хотят работать за предлагаемые средства и ищут другую работу, с более достойным уровнем денежного содержания.
В СМИ ведутся дискуссии и дебаты об уравниловке и единой федеральной ставке. Но до этого еще далеко, поскольку никто не отменяет региональные коэффициенты в сложных климатических условиях (как, например, ХМАО, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах. Вполне объяснима высокая зарплата московского педагога – там высокий уровень жизни, который должен быть компенсирован.
В Правительстве говорится о том, что изменения Трудового кодекса, не приведшие к уменьшению зарплат, они направлены на достижение достойного уровня и повышение престижа ранее почетной профессии. Просто будет разрабатываться отдельный норматив для педагогов, живущих и работающих в сложных климатических условиях. Насколько все запланированное будет эффективным, покажет только практическое применения и время, необходимое для внедрения инноваций. Пока это все – только планы, которые находятся в стадии разработки.