Продажи российской нефти просели: танкеры не могут найти покупателей

Продажи российской нефти просели: танкеры не могут найти покупателей

Reuters сообщает о рекордном количестве невостребованных танкеров с российской нефтью. Как пишет агентство со ссылкой на данные аналитиков Vortex, трейдеры с трудом находят покупателей на марку Urals. Сейчас в море якобы находятся суда, на борту которых около 62 млн баррелей российского сырья.

Согласно подсчетам Vortex, которые приводит Reuters, объем такой «бесхозной» нефти утроился с начала военной спецоперации на Украине. В «плавучих хранилищах» осело 15% всего российского нефтяного экспорта, который держится на довоенных уровнях, несмотря на угрозу эмбарго ЕС.

На сколько сократилась добыча и продажа российской нефти в мае 2022 из-за спецоперации на Украине

По итогам апреля России удалось продать за рубеж рекордный в этом году объем нефти. Морские поставки достигали 4 млн баррелей в день. На середину мая они просели на 15%, до 3,4 млн баррелей в день, что, впрочем, выше, чем в первые, довоенные недели февраля (2,8–3 млн баррелей в сутки).

Поставки нефти Urals в Западную Европу из балтийских портов рухнули почти вчетверо: с 1,25 до 0,3 млн баррелей в день. Но не нашедшие спроса объемы с удовольствием выкупили страны Азии, которым пришлась по душе скидка в 30 долларов за баррель и выше.

Тем не менее совокупные цифры российского нефтяного экспорта «не показывают всей картины», отмечает управляющий директор Vortex Клэй Сигл:

«Российская нефть в море продолжает накапливаться».

О проблемах с экспортом говорят и данные по добыче нефти, которая просела на 830 тысяч баррелей в сутки, согласно оценке Bloomberg.

Наибольшие потери несет «Роснефть», у которой доля заглушенных скважин достигла 30%, хотя в начале года составляла лишь 17%. Добыча крупнейшей нефтяной компании России обвалилась на 28% и обеспечила две трети спада национальной нефтяной промышленности.

 

«Основной фактор, влияющий на показатели производства российских нефтяных компаний, — это их способность продавать нефть на экспорт и увеличивать переработку внутри страны», — говорит Дарья Мельник, старший аналитик Rystad Energy.

Однако эксперты утверждают, что значительная часть нефти переливается с одних судов на другие в попытке обойти санкции. Главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский напоминает, что российским танкерам запрещено заходить во многие порты:

«Это связано с санкциями. Они могут стоять на рейде в ожидании продвижения, но, во-первых, для того, чтобы судно совершило путь, ему по дороге нужно зайти в какой-то порт на обслуживание, заправиться и так далее. Шипчандлерские услуги, провизию завести. Они, соответственно, не могут туда зайти, а иной раз и продолжить движение. Во-вторых, существует такая история, как перевалка груза на рейде, то есть два танкера могут встретиться фактически в открытом море и перелить из одного в другой нефть, нефтепродукты и любой жидкий груз — это спокойно делается в море».

Будет ли введено нефтяное эмбарго против России в 2022 году? Прогноз экспертов

Евросоюз продолжает обсуждать шестой пакет антироссийских санкций. По словам министра экономики Германии Роберта Хабека, уже в ближайшие дни страны ЕС могут согласовать эмбарго на российскую нефть. В то же время глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью MSNBC выступила против полного и немедленного запрета. По ее словам, это не возымеет эффекта, которого ожидают некоторые европейские лидеры.

С этим соглашается и ведущий сотрудник Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, ситуация показывает, что единства по вопросу очередных санкций в Европе нет:

«Эффекты в случае введения этого эмбарго противоречивые. Они же хотят не себя лишить нефти, а Россию — финансирования, а это значит, что она никуда не должна отправлять продукцию, вообще экспортировать ее не должна. Если они введут, как и предполагалось в первоначальной версии шестого пакета санкций, запрет на перевозку российского сырья, тогда действительно это создаст проблемы, и мы будем вынуждены остановить существенную долю того, что экспортируем в Европу, и, соответственно, добычу. Но это приведет к повышению цен на нефть в мире. Получается, что европейцы от этого пострадают, а Москва все равно часть сырья будет поставлять на азиатские рынки, где увеличит свои заработки».

Почему Евросоюз отложил очередные антироссийские ограничения

Пока Европа вроде как делает вид, что принимает новые санкции, давит на Россию и закупает все меньше сырья, но при этом она заинтересована, чтобы РФ успешно нашла новые рынки сбыта. И Россия действительно потихоньку все больше уходит на азиатские, например, существенно увеличила поставки в Индию. Вместо России в Европу приходит Саудовская Аравия, африканские производители, которые ушли с азиатских рынков — по сути, поставщики поменялись рынками сбыта.

«Вариант с постепенным эмбарго более реален, — говорит Игорь Юшков. — Но тут основная проблема в том, что за последние пару лет достаточного объема инвестиций в новые проекты не было. Пока процесс наращивания добычи в других странах очень сильно пробуксовывает из-за недоинвестирования в последние годы».

Главный противник нефтяного эмбарго в Европе — Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан сравнил такие меры с «атомной бомбой для венгерской экономики». Будапешт потребовал от Брюсселя предоставить инвестиции и компенсации в размере €18 млрд для смягчения удара по бюджету в обмен на согласие по вопросу эмбарго. Будет ли эта выплата единоразовой, власти Венгрии не уточнили.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here