МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и Tele2 в апреле пересмотрели цены на новые и архивные тарифы, а ряд линеек закрыли для подключения. На фоне военных действий на Украине и санкций Минцифры и ФАС разрешили операторам повышать цены «с учетом инфляции».
На сколько в апреле подорожали услуги связи у МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и Tele2. Будет ли дальше дорожать сотовая связь?
В среднем в апреле услуги связи подорожали не более чем на 10%, в то время как инфляция в марте превысила 16%, говорят аналитики. По их мнению, дальнейшего роста цен ожидать не стоит из-за высокой конкуренции между операторами.
В апреле крупнейшие мобильные операторы пересмотрели архивные и действующие тарифы. Так, «МегаФон» в середине апреля повысил цены на линейки «Без переплат» в ряде регионов. Изменения коснулись планов «Минимум», «Интернет», «Звонки», «МегаТариф», «Максимум», рост цен составил порядка 30 руб.
«Изменения обусловлены увеличением затрат компании на предоставление услуг и сохранение высокого качества связи»,— пояснили в «МегаФоне».
МТС 12 апреля поднял цены на 30–50 руб. в «Нетариф» и «Нетариф Джуниор» в нескольких регионах, следует из данных сайта оператора. В компании заверили, что «для действующих абонентов ничего не поменялось».
Операторы также стали активнее переводить действующие тарифы в архив и запускать новые. Так, Tele2 21 апреля убрал в архив тарифы линейки «Мой Теле2»: «Мой разговор», «Мой онлайн», «Мой онлайн+» и «Супер онлайн+» и запустил их обновленные версии. Исчез «Супер онлайн+» и появился «Супер разговор».
В Tele2 пояснили, что на новой тарифной линейке оператор включил подписку на онлайн-кинотеатр Wink в средние тарифы, на more.tv — в верхние, предложил безлимит на мессенджер Discord и расширил пакеты интернета и минут.
«Вымпелком» закрыл тариф «Анлим». В компании утверждают, что «современные тарифы превосходят архивные аналоги» по качеству и количеству сервисов. Из оборота выводятся «старые тарифы с единичными пользователями», потому что компании «необходимо высвобождение ресурсов», добавили в «Вымпелкоме».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 20 апреля опубликовала методические рекомендации операторам связи, по которым они могут поэтапно повышать цены на услуги с учетом текущего уровня инфляции.
Обо всех изменениях стоимости тарифов компании должны уведомлять ФАС не менее чем за две недели. С начала пандемии в 2020 году служба требовала обоснований повышения цен. В феврале 2021 года ФАС возбудила дело против Tele2, который увеличил действующие тарифы. В сентябре служба пришла к выводу, что компания не обосновала повышение, потребовав вернуть тарифы на прежний уровень.
Но в условиях спецоперации и санкций государство явно будет относиться к компаниям лояльнее. Тарифная политика — компетенция операторов, которая сейчас может формироваться с учетом ограничений на поставки телеком-оборудования, сообщили в Минцифры. Возможность индексации тарифов должна быть прописана в договоре с абонентом, считают в министерстве: если уровень повышения цен вызывает вопросы, ФАС принимает необходимые меры в рамках своих полномочий. В ФАС не ответили на запрос.
Операторы увеличили стоимость тарифов максимум на 10% в некоторых регионах России, уточняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Это первое повышение действующих тарифов сразу несколькими операторами за несколько лет, подчеркнул он. Согласно договоренности Минцифры и ФАС с операторами, им разрешено повышать цены, но не больше уровня инфляции, которая в марте составила 16,7%.
На доходах операторов по итогам первого квартала еще не отразился экономический кризис, но есть опасения, что снижение платежеспособности абонентов повлияет на спрос, отметил гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов:
«Сейчас основная причина повышения цен на мобильную связь — увеличившиеся расходы операторов на поддержание работоспособности сетей и их модернизацию».
При этом большого дальнейшего роста тарифов, по его мнению, ожидать не стоит, поскольку сохраняется высокая конкуренция между операторами.
Российские сотовые операторы ограничивают использование мобильного интернета. Что будет с безлимитным мобильным интернетом в 2022 году?
Напомним, что в прошлом месяце крупные операторы отказались от новых подключений к безлимитным тарифам мобильной связи. Такие тарифы перевели в архив МТС, Yota, Tele2. «Вымпелком» исключил безлимиты из корпоративных тарифов. «МегаФон» отказался от безлимитных внутрисетевых звонков. Уже к лету операторы ограничат использование мобильного интернета и на архивных тарифах, как рекомендовало Минцифры, считают эксперты.
В течение марта 2022 года многие мобильные операторы изменили тарифные планы, отказавшись от безлимитов на мобильный интернет. Еще 1 марта Tele2 перезапустил тариф «Премиум», который ранее включал безлимитный мобильный интернет — теперь он ограничен 60 Гб. Yota (контролируется «МегаФоном») 24 марта обновила тарифы для смартфона, полностью отказавшись от безлимитного интернета. Сам «МегаФон» 15 марта перезапустил линейку «Без переплат», теперь внутрисетевые звонки по России расходуют пакет минут, тогда как ранее они были бесплатны и безлимитны. Кроме того, из пакетов операторов исчезают опции нетарифицируемого трафика на приложения, например, стриминговый сервис Spotify.
В письме операторам связи от 28 марта Минцифры рекомендовало «исключить неограниченное потребление», чтобы сбалансировать потребляемый абонентами трафик, сообщал РБК.
Распределение равномерной нагрузки на сети необходимо для их устойчивой работы, отмечало министерство.
О том, что уже летом могут начаться сбои из-за ограничений поставок оборудования, предупреждала комиссия РСПП по связи и IT.
- В «Скартеле» (бренд Yota) пояснили, что проанализировали трафик и выяснили, что большинство абонентов тратят в месяц не более 30 Гб. Но если клиент подключился к Yota до 24 марта, на его тарифе безлимитный интернет останется. В Tele2 считают, что безлимиты — нишевый продукт, востребованный небольшой частью аудитории, но признают: «При избыточном распространении они создают нагрузку на сеть».
- В «Вымпелкоме» рассказали, что обновили линейку для корпоративных клиентов, в ней не осталось безлимитных тарифов для новых подключений: «По нашим расчетам, принятых мер достаточно для обеспечения необходимой емкости сети и сохранения качества обслуживания».
- В МТС заявили, что не планируют отказываться от безлимитов в архивных тарифах, но не намерены запускать их в новых планах.
- В «МегаФоне» отказались от комментариев.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков отметил, что за прошлый год объем трафика, передаваемого в мобильных сетях, уже вырос на 31%, а теперь у операторов нет возможности наращивать мощности из-за неопределенности с поставками оборудования.
Операторы начали отказываться от безлимитов еще в 2021 году, сейчас процесс завершается, а «благословление» Минцифры только ускорит его, отметил аналитик. Трафик в сетях операторов начал расти еще в пандемию, а за последний месяц нагрузка на сети увеличилась еще больше, отмечает Эльдар Муртазин:
«Этому способствовали многочисленные DDoS-атаки и то, что пользователи пытаются сохранить данные из облачных хранилищ уходящих из России компаний».
Дело не только в самой по себе нагрузке на сеть. В этом году из доходов операторов выпадут поступления от услуг международного роуминга, но объемы разговоров по России вырастут, поскольку отдыхать россияне будут по большей части в пределах страны. Поэтому операторы могут ограничивать и сокращать безлимитные опции для звонков внутри сети.