Правительство хочет получить право вводить специальные меры в сфере экономики, которые позволят принуждать определенные предприятия к исполнению госконтрактов в интересах армии и спецслужб при проведении боевых действий на Украине.
Сотрудников таких предприятий могут заставить работать по ночам и в выходные.
Соответствующий законопроект по поручению премьера Михаила Мишустина внесен Кабмином в Госдуму и будет рассмотрен в июле.
Закон об обязательных госконтрактах: основные положения, кого коснется
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что при проведении «контртеррористических и иных операций» за пределами РФ, в частности спецоперации на территориях ДНР, ЛНР и Украины, «возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении материально-техническими средствами». Чтобы быстро ее удовлетворять в условиях санкций, потребуется «временно сосредоточить усилия» в отдельных отраслях экономики.
Для этого предлагается дать правительству возможность вводить специальные меры и устанавливать особенности регулирования трудовых отношений на отдельных предприятиях, в том числе привлекать их сотрудников к работе «за пределами установленного рабочего времени» — ночью, в праздники, в выходные, в отпуске.
Все это выглядит как первая попытка официального перевода экономики на военные рельсы — но без использования «запрещенной» лексики. Отсюда и обтекаемость формулировок.
Чтобы не возникало противоречий, придется вносить изменения в Трудовой кодекс. Они уже подготовлены в виде отдельного проекта федерального закона.
«Специальные меры в сфере экономики» также позволят делать закупки продукции у единственного поставщика, а для формирования ее запаса по предложению МЧС, Минобороны, ФСБ и Росгвардии увеличивать или уменьшать в рамках уже заключенного контракта количество товара, объем работы, услуги и цену — пропорционально изменениям. Если объем работы будет уменьшен, стороны обязаны будут уменьшить цену, отдельно отмечается в законопроекте.
Предприятия вне зависимости от их формы собственности не имеют права отказаться от заключения контрактов.
«Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», — уверены авторы пояснительной записки.
Какие полномочия хочет получить правительство на время военных операций
Правительство хочет на время операции менять условия труда на предприятиях, увеличивая продолжительность рабочего времени. Также в правительстве хотят закупать товары без конкурса у одного поставщика, который сможет выполнить гособоронзаказ и сформировать необходимые запасы. Компании не смогут отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг.
Все эти изменения коснутся и нынешней спецоперации России на территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик.
В законе «Об обороне» появится новая статья 26.1, посвященная обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ. В «целях обеспечения» проведения таких операций Белый дом сможет вводить «специальные меры», отдаленно напоминающие те, которые могут применяться в случае введения в стране указом президента отдельных элементов ЧП или ВП.
Аналитики Института изучения войны (ISW), ознакомившись с законопроектом, пришли к выводу, что российские власти ожидают затягивания сроков спецоперации.
«Кремль, вероятно, создает условия для криптомобилизации российской экономики в рамках подготовки к затяжным военным действиям в Украине», — говорится в публикации, подготовленной Институтом.
Скрытая мобилизация в госструктурах началась еще в апреле. Тогда государственные компании и предприятия по всей стране стали набирать сотрудников по мобилизационной подготовке и работе в военное время.
Палаллельно эти же организации составили списки ценных работников-мужчин, «забронированных» на случай всеобщей мобилизации. Этих людей государство не должно забирать на фронт при объявлении военного положения.
Сверхурочная работа во время спецоперации: как это будет, какие предусмотрены компенсации за работу и наказания за уклонение
Появление в ТК права правительства устанавливать особенности правового регулирования труда в отдельных организациях, вероятно, направлено на увеличение времени работы и, в свою очередь, производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса, говорит адвокат Pen & Paper Анастасия Санина. Без изменений в ТК в данном случае не обойтись, уточняет она: по Конституции права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом.
За любое нарушение прав работника и норм действующего трудового законодательства именно работодатель (то есть организации, которые планируется привлечь в рамках «спецмер» к поддержанию обороноспособности страны) несет ответственность и ни одно предприятие не готово идти на нарушения и платить безумные штрафы, объясняет логику поправок партнер Grata International Михаил Герман. По его мнению, предложенные изменения не подпадают под определение мобилизации на период чрезвычайного или военного положения, поскольку у понятия «мобилизация» совершенной иное назначение и механизм реализации самой меры.
«Скорее, здесь попытка ввести специальное правовое регулирование труда работников отдельных секторов экономики», — указывает Герман.
Сейчас ст. 113 ТК позволяет привлекать людей для «неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств», среди которых ЧП и ВП, отметила заместитель директора Института государственного управления и права ГУУ Светлана Титор.
«Компенсации за сверхурочную работу тоже предусмотрены: за первые два часа оплата в полуторном размере, за последующие — в двойном», — сказала она.
Но законопроект не отвечает на вопрос, каким образом будет компенсироваться привлечение работников к сверхурочным работам в ночное время, а также в выходные и праздничные дни, а также что будет с обязанностью работодателей производить оплату таких работ минимум в полуторном размере, обращает внимание эксперт. Без урегулирования такого вопроса можно ждать масштабных трудовых споров, отмечает Герман: работники будут пытаться оспаривать привлечение к внеурочной работе, а также новые нормативные акты.
ФНПР считает правильным, чтобы срок действия «спецмер» применительно к трудовым отношениям определялся с учетом мнения российской трехсторонней комиссии, заявил «Ведомостям» зампредседателя ФНПР Александр Шершуков. ТК допускает переработку с согласия работника, а также в случае форс-мажора, но с обязательной компенсацией, отметил он.
Сейчас в предложениях правительства не говорится о компенсациях для работников, сказал «Ведомостям» руководитель правового департамента ФНПР Яков Купреев. Ст. 252 ТК следовало бы дополнить оговоркой о том, что в случае применения «специальных мер» работникам устанавливаются гарантии компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые определяются локальными нормативными актами на конкретных предприятиях с учетом мнения профсоюзной ячейки.