Порты Северо-Западного бассейна России испытывают острую недозагрузку. Если рассматривать С-П, то ожидаемая загрузка в 2023 г., составит не более 20% от рабочей мощности. Такой пессимистический прогноз делается, несмотря на то, что грузоперевозки постепенно восстанавливаются: увеличивается как количество обрабатываемых контейнеров, так и количество операторов.
Перекос грузоотправления возник, естественно, из-за происков бывших «дорогих партнеров» в Европе. Санкции привели как к резкому сокращению грузопотока, так и бегству логистических команд Запада. Та же самая причина вызвала бурный рост погрузки на востоке России. Таким образом, многократно озвучиваемая тема «разворота на Восток» реализована, хотя и нет уверенности, что задумывалось именно так и все решилось к удовольствию. Уже слышны призывы расширить вдвое мощность портов на Востоке, хотя предлагающие помалкивают на тему, что будет, если, например, Запад додумается до блокады проливов. После поставок оружия Украине и подрыва газопроводов, эта мысль не кажется невероятной.
С другой стороны, альтернативы восточному направлению не очень впечатляют. МТК Север-Юг при всем старании не сможет заменить ни западный ни восточный маршруты в ближайшей перспективе, а планировать сильно вдаль не смотрится разумным. Похожая ситуация, хотя и с другими причинами наблюдается с СМП. Так что, пока все надежды на Восток.