Транспортный коридор между Персидским заливом и Азовским морем давно был в российских транспортных планах. Более того, он даже частично реализован в так называемом Международным транспортным коридором (МТК) «Север-Юг». Он предусматривает логистические маршруты от Санкт-Петербурга до Мумбаи через Каспий, Иран, Персидский залив и Индийский океан. Фактические работы были намного скромнее и заключались в подведении 50 км. ж.д. ветки к каспийскому порту Оля и расширению возможностей самого порта.
Основным недостатком коридора является невозможность морского прохода из изолированной акватории Каспия. Пробитие канала до рек, стекающих в персидский залив – задача дорогая, экологически опасная, технически чрезвычайно сложная и, собственно, не имеющая большого смысла. Фарватер, мосты и система шлюзов на Волге и Волго-Донском канале не вмещает суда большого тоннажа. Даже успешное пробитие иранского канала – открывает морским судам путь только «в тупик» Каспия. В принципе, возможна переделка Волго-Донского канала, но она вновь ведет в узкость Азовского моря и в не чрезмерно дружественный Босфор.
Зато есть обходящие Каспий железные дороги, у которых есть неплохой запас пропускной способности. В принципе, как альтернатива микроморским перевозкам они годятся, а уже погрузка в портах Ирана и, далее, до Индии – дело техники. С учетом того же недостатка нужды в перевалке.
Главное в том, что разрыв с Западом рискует затянуться очень надолго, а МТК и все его развития – серьезная альтернатива морским путям под вражеским контролем. Остается посмотреть, что выйдет и сколько триллионов поглотит. Кстати, западные недруги следят за проектом внимательно, критикуют усердно и пытаются создать максимальные препятствия. Так что он затеян точно не зря.