Протекающая по российской территории Волга с системой каналов на Балтику, Белое и Черное море образует естественный транспортный коридор, проходящий через крупные города и центры промышленного производства.
Обозначившееся военно-политическое противостояние с Западом резко актуализировало необходимость работ по развитию данного транспортного пути. Прежде всего, он обеспечивает резервирование международных транспортных маршрутов, на которых есть опасения попасть под санкции или враждебные действия.
Кроме того, новый путь, при выполнении ряда условий, например, расширения и углубления волжского русла, модернизации каналов, развития портовой с сервисной инфраструктуры, улучшения ж.д. походов к портам, строительства судов класса река-море и т.д., вполне конкурентоспособен. Кроме того, использование растянутой транспортной артерии, появляется возможность избегания логистических тупиков, наподобие порта Новороссийска.
А, если помечтать об иранской альтернативе черноморским проливам – морской путь до Индии и Китая существенно сократится и будет более дешевым. Но, даже при существующем положении дел, расширение Ираном портов на Каспии и в Персидском заливе, расширение железнодорожного соединения северных и южных портов железнодорожным сообщением позволит не считать зря потраченными 1,3 трлн. руб. на Волго-Иранский транспортный коридор.