В 2022 году, на фоне ухода из России значительной части автомобильных брендов и новых порций санкций, обрушили выдачу банками автокредитов на 36%. Общий портфель автокредитов российских банков сократился на 4,7%. Тем не менее, отечественные банкиры не падают духом и считают, что ситуация медленно выправляется.
По мнению банков, началось постепенное замещение ушедших автобрендов, в меньшей степени собственным производством, а в большей – попаданием новых марок из Китая, в перспективе и Ирана. Кроме того, понемногу отлаживаются схемы параллельного импорта. Пока об уровне 2021 года даже не мечтается, но осторожный оптимизм – налицо.
Падение продаж автомобилей в России за 2022 год составило ошеломительную цифру в 979 тыс. шт., или почти 59%. Вероятно, что автомобилестроение – наиболее пострадавшая от санкций отрасль. От такой низкой базы расти довольно просто, особенно если не случится новых внешних шоков. Тем не менее, сочетание дефицита новых автомобилей с сокращением доходов населения и ростом стоимости заимствований – будут негативно сказываться на возможностях роста и кредитования, и продаж. Стоит также отметить, что госпрограмма субсидирования относится только к локализованным в России автомобилям, а эта доля сейчас довольно низкая.