Сколько получают и зарабатывают на российских автозаводах?

Сколько получают и зарабатывают на российских автозаводах?

По данным Росстата, в 2020 году средняя зарплата по автомобильной отрасли – 43 тыс. рублей. При этом Россия – страна огромная, отрасль очень большая, и эти «средние 43» мало о чем говорят.

Тема оплаты труда пролетариата в России исконно щекотливая и скользкая, поэтому бренды афишируют свои предложения неохотно, если вообще афишируют. Например, прямо сейчас есть дюжина вакансий от «Фольксваген Групп Рус» (в Калуге) – ни в одной не указан даже диапазон зарплат.

Есть сомнительные предложения от посредников, которые предлагают работу на линии VW-Skoda вахтовым способом за 40–45 тыс. рублей в месяц с почасовой оплатой труда и жильем для иногородних. На соцпакет, который предлагают «немцы» при официальном трудоустройстве (а это и ДМС, и корпоративная сотовая связь), рассчитывать не приходится, да и вообще выглядят такие предложения очень мутно.

Однако не все такие тихушники. Итак, LADA, Ижевск: персонал – 1,2 тыс. человек; выпускают – семейство Vesta; годовой тираж – больше 100 тыс. авто; средняя зарплата в регионе в 2020-м – 36 тыс.

АВТОВАЗ не слишком афиширует порядок окладов на головном заводе. Но в Тольятти всем известно, что для линейного персонала это сумма в пределах 30 тыс. А вот в Ижевске благодаря порталу госслужбы занятости Удмуртской Республики картинку можно составить более полную. Открытые вакансии: сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки – 32–39 тыс., слесарь механосборочных работ – 30–37 тыс., штамповщик – те же 30–37 тыс. Служба занятости не уточняет, сумма указана до или после вычета налогов. В первом случае цифры получатся на примерно том же уровне, что и в Тольятти. Во втором – ощутимо солиднее.

Бонусы: субсидирование питания в заводской столовой, спортзал 400 кв. м, путевки в загородные лагеря для детей сотрудников. А вот с соцподдержкой негусто. Из того, что афишируется на сайте предприятия, складывается впечатление, что рассчитывать стоит только на оклад и занятия спортом в свободное время.

«Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», Тула: персонал – 2,5 тыс. человек; выпускают – Haval F7, F7x, H5, H9, Jolion; годовой тираж –15 тыс. авто; средняя зарплата в регионе в 2020-м – 39 тыс.

Самый новый в стране – и самый странный. Огромная площадка под производство 150 тыс. автомобилей в год выдает едва ли десятую часть своей проектной мощности: 12 284 «Хавейла» было продано в 2019-м и 17 381 шт. в 2020-м. Спрос на китайские кроссоверы, конечно, растет, но его мощности даже в этом свете выглядят избыточными, а амбиции чрезмерными.

 

Но что это мы про лирику, давайте о правде жизни. А она весьма неказиста. Открытые вакансии: оператор производственной линии – от 31 тыс. (+до 15 % премия после испытательного срока), наладчик технологического оборудования – до 40,5 тыс.

Как видим, и так негусто (с оглядкой на средние цифры по региону), так еще и под каждой вакансией идет приписка «до вычета налогов». Но, может, такие себе зарплаты работников конвейера компенсируются жирным соцпакетом? Опять непохоже. Заявлены только бонусы: компенсация расходов на питание, автобусы служебной развозки из различных районов города.

ГАЗ, Нижний Новгород: персонал – 40 тыс. человек по всей группе, 7–8 тыс. на нижегородской площадке; выпускают – семейство «Газель», годовой тираж – 44,5 тыс. авто, средняя зарплата в регионе в 2020-м – 34,4 тыс.
Один из старейших заводов страны неплохо чувствует себя в новой реальности: его продукция в 2020 году заняла 43 % рынка новых LCV в России. При этом работа на ГАЗе сегодня не выглядит как что-то желанное: рабочий класс там может рассчитывать на кусок чуть толще средней зарплаты по региону, но чаще всего – совсем на ее грани. Причем с той стороны, где недолет.

Открытые вакансии: водитель погрузчика – от 36 тыс., контролер качества – от 37 тыс., сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки – от 41 тыс., слесарь механосборочных работ – от 43,7 тыс.

Зато официально декларируемый соцпакет на ГАЗе самый обширный. Особенно по линии материнства и детства: там, где ижевская LADA предлагает семейные праздники с рисованием, Горьковский завод готов поддержать родителей в тратах на дошкольные учреждения и помочь с жильем. Бонусы: бесплатное медицинское обслуживание (медкомиссия, профосмотры), премия по итогам работы, премия по итогам работы за год, доплата за условия труда, компенсация питания, компенсация содержания детей в МДОУ, жилищные программы корпоративной поддержки, санитарно-курортное лечение для сотрудников и членов их семей, скидка в фитнес-клубы.

Завод Toyota в Шушарах: персонал – 2,2 тыс. человек; собирают – Camry, RAV4; годовой тираж – 75 тыс. авто; средняя зарплата в регионе в 2020-м – 47,2 тыс.
Питерский завод Toyota довольно компактный и относительно камерный, там собирают всего две (зато какие!) модели. Работать там, очевидно, солидно и престижно: на собранных тобой машинах потом будут ездить все региональные чиновники и топ-ларечники. Зарплаты более-менее.

Открытые вакансии: оператор производственной линии – от 55 тыс., техник по обслуживанию оборудования – от 59 тыс. А вот пакет бонусов не впечатляет: полис ДМС на всю семью, бесплатное питание, корпоративная развозка.

Важный момент: указанная в вакансии зарплата – это уже на руки. В иных местах сулят и больше, но с припиской «до вычета налогов». Как, например, делает второй по величине российский автозавод.

«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», Санкт-Петербург: персонал – 2,5 тыс. человек; собирают – Solaris, Creta; годовой тираж – 219 тыс. авто, средняя зарплата в регионе в 2020-м – 47,2 тыс.

У«Хендэ», как и у «Тойоты», заявленные зарплаты превышают средние по региону. Открытые вакансии: если стажеру в департамент гарантии качества предлагают от 30 тыс., то оператор производственной линии может рассчитывать на рекордные 62 тыс. Если вы уже запутались в цифрах, то напомним, что та же позиция на «Хавэйле» – это 31 тыс. + 15 % премии; на ижевской LADA – 30–37 тыс.

Тут кто-то может воскликнуть, что жизнь в Питере и в Ижевске – это две очень разные жизни. Да, это отчасти справедливо, но в данном случае речь идет скорее о Ленобласти. А булка хлеба, «Бигмак» и пачка с надписью «Минздрав предупреждает» что в Ижевске, что в Ленобласти стоят абсолютно одинаково. Поэтому фактическая разница в стоимости жизни может отличаться не так драматически, как разница в уровне доходов. Тем более Hyundai свои «до вычета налогов» подслащивает бонусами: полис ДМС, компенсация расходов на питание, автобусы служебной развозки, спортплощадка и зона барбекю, скидка на автомобили.

Как бы там ни было, зарплаты рабочих в России сильно уступают доходам пролетариев даже из небогатых стран восточной Европы. Причины такой дискриминации наших сограждан очевидны – отсутствие настоящих профсоюзов, индивидуализм вместо солидарности, выученная беспомощность перед капиталистами и властью.

Завод Toyotа в Шушарах: 50-70 тыс. руб.
Под Санкт-Петербургом создан целый автопроизводственный кластер. Помимо завода японского автогиганта, здесь располагаются сборочные предприятия Nissan и корейского концерна Hyundai-Kia, где собирают модели Solaris и Rio. Более того, под Северной столицей также нах одится завод General Motors, а в небольшом городке Всеволожск Ленинградской области до недавнего времени действовал завод Ford.

Именно американские предприятия долгое время считались самым желанным местом работы для людей, задействованных в автоиндустрии, поскольку помимо высокого оклада там предлагали сотрудникам хороший соцпакет. Однако эти предприятия ныне законсервированы и бездействуют, а одним из самых привлекательных работодателей осталась Toyota. Заработная плата специалистов со средним специальным образованием, задействованных на конвейерной линии, а также в сварочном и покрасочном цехах колеблется в вилке от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Для сравнения, средняя заработная плата в Ленинградской области в 2019 году составляла 46 562 руб., а в Санкт-Петербурге — 60 437 руб.

Завод Hyundai и Kia под Петербургом: 50-95 тыс. руб.
Мы уже знаем о средних доходах корейских работников Kia. А вот о зарплатах на российских заводах корейского концерна известно не очень много. На большинстве рекрутинговых сайтов и сервисов по поиску работы и сотрудников, вакансии завода Hyundai-Kia под Питером размещены без указания уровня заработной платы. Тем не менее, где-то подобная информация проскальзывает, а в некоторых случаях с нами ею поделились сами сотрудники на условиях анонимности.

Так, старший, более квалифицированный персонал, занятый непосредственно на производстве (вроде техников по контролю и обслуживанию оборудования, операторов производственной линии, наладчиков автоматики и механиков), получают заработную плату в вилке от 70 тыс. до 95 тыс. руб. Слесари механосборочных работ, работники сварочных и лакокрасочных цехов зарабатывают от 50 тыс. до 65 тыс. руб. в месяц. В этом плане корейцы ничем не уступают японскому производителю по соседству.

Завод Volkswagen в Калуге: 55-65 тыс. руб.
Еще в мае работники некоторых подразделений калужского завода Volkswagen готовились к забастовке на фоне сокращений штата. Подобное решение было принято руководством предприятия из-за резкого уменьшения объемов производства, вызванного первой волной пандемии коронавируса. Сама компания предлагала сотрудникам расторгнуть трудовые договора с выплатой компенсаций в размере 6 окладов.

По сообщениям паблика профсоюза АСМ завода Фольксваген Груп Рус, большое число работников согласились уйти за шесть окладов. В одном из подразделений количество сотрудников, подавших заявления о расторжении трудовых договоров за 6 окладов, оказалось больше, чем изначально планировали сократить. Подобная реакция была вызвана тем, что заработные платы многих сотрудников были высоки на фоне доходов остального населения Калужской области.

Впрочем, так было не всегда и не у всех. Еще весной 2019 года рабочие завода готовились к забастовке из-за невысокой оплаты труда и требовали проиндексировать свои заработные платы. Тогда средняя заработная плата на заводе, по словам председателя калужского отделения МПРА Дмитрия Трудового, составляла порядка 38 тыс. руб. Хотя сами представители Volkswagen утверждали, что работники производства в среднем на руки получают порядка 50 тыс. руб.

Сумма разнилась, поскольку в отличие от Трудового, менеджмент Volkswagen в свои расчеты включал не только оклады сотрудников, но и бонусы, а также годовые премии. Учитывая практику ежегодной индексации заработных плат немцами, а также повышение окладов сотрудников в начале июня после майских сокращений, можно предположить, что средний заработок сотрудников завода Фольксваген Груп Рус составляет порядка 55 тыс. — 65 тыс. руб. При этом в самой Калуге и области средняя заработная плата по итогам 2019 составила 45 379 рублей и 40 334 рубля соответственно.

Завод ГАЗ в Нижнем Новгороде: 25-60 тыс. руб.
Старейший автомобильный завод в стране, увы, не может похвастаться завидными заработными платами. Но следует отметить, что доходы работников вполне соизмеримы с экономическими показателями нижегородской области. Так, резчик металла на ножницах и прессах получает в среднем от 26 тыс. до 29 тыс. руб., штамповщик на ГАЗе может рассчитывать на оклад от 29 тыс. до 34 тыс. руб., станочник широкого профиля на сумму от 28 тыс. до 32 тыс. руб. в месяц, а токарь — на заработную плату от 33 тыс. руб. и выше в зависимости от разряда и объема выполняемых работ. Водитель погрузчика получает в среднем до 35 тыс. руб., электросварщик — от 30 тыс. до 45 тыс. руб., а слесарь механосборочных работ — от 31 тыс. до 34 тыс. рублей.

Профильные специалисты с более высокой квалификацией вроде наладчика автоматических линий и агрегатных станков или наладчика автоматов и полуавтоматов могут рассчитывать на чуть более высокий оклад — от 36 тыс. до 40 тыс. рублей.

Инженерный состав, конечно, получает более высокую заработную плату. Например, прямо сейчас на заводе открыта вакансия на должность ведущего инженера по гидравлическому оборудованию и гидропневмоаппаратуре, где заработная плата составляет от 45 тыс. до 60 тыс. руб. в месяц до вычета налогов.

Кроме того, более высокими зарплатами отличаются рабочие места на ЗпПА VW/Skoda, где по контракту собирают модели немецкого автогиганта. Однако даже с учетом этих специалистов, инженерного состава, а также менеджмента предприятия и бэк-офиса, средняя заработная плата на заводе вряд ли превышает вилку в 35 тыс. — 40 тыс. руб. С другой стороны, в Нижнем Новгороде и Нижегородской области средняя заработная плата за 2019 год составила 36 643 и 35 354 руб. соответственно.

Заводы АвтоВАЗа в Тольятти и в Ижевске: 41 876 рублей (средняя)
В случае с АвтоВАЗом следует уточнить, что сейчас модели Lada собирают сразу на двух предприятиях: в Тольятти и Ижевске.

Российский автогигант на манер корейцев не размещает вакансии с открытыми данными об уровне заработной платы на каждой конкретной позиции. Однако в августе внутренняя корпоративная пресса производителя традиционно напечатала информацию о средней зарплате в компании перед коллективным договорным собранием. Исходя из расчета первого полугодия текущего года, средний заработок на производстве АвтоВАЗа составил 41 876 руб. Впрочем, младший персонал, занятый в цехах, получает оклад в вилке от 30 тыс. до 38 тыс. руб.

При этом ижевское предприятие Lada даже такими заработными платами похвастаться не может. Например, оклад сварщика, слесаря механосборочных работ или контроллера малярного цеха составляет от 27 тыс. до 30 тыс. руб., а зарплата оператора автоматизированных систем начинается от 28 тыс. руб., однако не превышает 36 тыс. руб.

Средняя заработная плата в Самарской области составляет 38 012 руб., а в Удмуртии — 31 144 руб.

Производство УАЗ в Ульяновске: 27-50 тыс. руб.
Здесь речь пойдет о заработных платах именно на предприятии в Ульяновске, поскольку у УАЗа, входящего в SOLLERS, есть головной офисе в Москве, где базируется высший менеджмент, департамент маркетинга, дирекция по развитию дилерской сети и еще несколько служб и подразделений.

Что же касается самого предприятия, то штамповщики на заводе УАЗ зарабатывают в вилке от 27 тыс. до 32 тыс. руб., слесари-инструментальщики и слесари механосборочных работ — около 35 тыс. руб., токари — от 35 тыс. руб. и выше в зависимости от разряда, а сварщики на агрегатах контактной сварки могут получать порядка 35-40 тыс. руб. в месяц.

Специалисты с более высокой квалификацией вроде наладчиков автоматических линий и агрегатных станков, а также операторов автоматических линий, станков и установок могут рассчитывать на оклад от 40-50 тыс. руб. и выше. При этом по данным Росстата, средняя зарплата в Ульяновске составляет 31 653 руб., а в области — 30 137 руб.

«Автотор» в Калиниграде: 20-60 тыс. руб.
Калининградский «Автотор» на сегодняшний день собирает целую плеяду моделей иностранных брендов, начиная с дорогих седанов и кроссоверов BMW и заканчивая массовыми и относительно доступными моделями Kia вроде хэтчбека Ceed или кроссовера Seltos. Предприятие работает с не очень высокой степенью локализации, поэтому наиболее востребованные сотрудники на «Автоторе» — это слесари-сборщик.

При этом сам производитель не раз раскрывал уровень доходов своих сотрудников. Так, в 2017 и 2018 гг. компания объявляла, что средняя зарплата сборщика составляет 40 тыс. руб. Но есть различия. Рабочий в цеху по сборке получает от 20 тыс. до 60 тыс. Конечная зарплата зависит от разряда и начисляется согласно отработанным часам по определенным тарифам. Тариф увеличивается на определенное количество процентов за различные заслуги.

В Калининградской области средняя зарплата составляет 36 202 руб.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here