Слатинов: «Кремль начинает осознавать, что силовая машина в известной степени выходит из-под контроля»

В обществе комментируют решение суда по делу спецкора «Медузы»: домашний арест, притом что и следствие, и прокуратура просили два месяца в СИЗО

Журналист интернет-издания «Медуза» Иван Голунов. Фото: ТАСС

Иван Голунов заявил на суде, что не имеет отношения к наркотикам и готов содействовать следствию по честным правилам. После задержания к нему 14 часов не пускали адвоката.

В перерыве заседания журналист сказал, что связывает уголовное преследование со своими расследованиями о похоронном бизнесе по всей России. «Мне давно поступали угрозы» — сказал Голунов. В частности, в материале, который был опубликован прошлым летом, речь шла о том, что доходы от ритуального бизнеса идут высокопоставленным силовикам Москвы и области. Голунов подробно описывает, как контроль над ритуальным рынком постепенно переходил от людей, близких к криминальным структурам, к людям, связанным с государством.

В суде Иван Голунов рассказал, что его задержали в день сдачи первого черновика его нового материала, в котором фигурировали люди из Управления ФСБ по Москве и области, контролирующие ГБУ «Ритуал».

«Я отдал заметку редактору и в этот день был задержан. Я понимаю, что, если поступает какая-то оперативная информация, сотрудники правоохранительных органов вынуждены ее проверить, но должна быть какая-то грань между тайной оперативно-розыскных мероприятий и моим правом на защиту и на какое-то объективное расследование. Когда мы ехали на обыск, я их просил позвонить родным, сотрудники полиции мне запрещали это делать».

Осенью 2017 года издание Daily Storm опубликовало материал под заголовком «Черные копатели могил». Там рассказывалось о деятельности ГБУ «Ритуал» и о средствах, которые используют похоронщики для того, чтобы получить информацию об умершем. Говорилось о том, что руководители ГБУ «Ритуал» могут быть связаны с силовыми структурами — ФСБ и Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД.

Cпустя полгода в редакцию Daily Storm пришли с обысками. Как заявляла главред Daily Storm, как раз по поводу материала про ГБУ «Ритуал». Полицейские изъяли у журналистов переписку, а автора материала про ритуальный бизнес, спецкора Илью Юшкова вызвали на допрос в Следственный комитет. В общей сложности было три таких допроса, рассказал Business FM сам Илья Юшков.

— Начали задавать вопрос, причем вот с явной позиции: то, что мы делаем, это незаконно. Фактически это был допрос как свидетеля, но по ощущениям это был допрос в качестве подозреваемого. К счастью, в итоге это все закончилось ничем, точно знаю, что была экспертиза по делу, точно знаю, что еще опрашивали и других коллег из других изданий. Я пока до конца не понимаю, о каких людях мог говорить Иван, потому что, когда он написал свой материал, у него достаточно большой пласт информации остался непокрытым, это касалось деятельности именно самого ГБУ «Ритуал». Мы с ним даже после выхода его материала немножко заочно поспорили. Я считал, что он, может быть, недостаточно раскрыл эту тему, потому что там, к примеру, не было никакого упоминания Хованского кладбища. У Ивана была позиция такая: давать подробные комментарии по этой теме могли только в НКО «Верум». Ему с «Верумом» по неизвестным причинам общаться не очень хотелось.

 

— Разбирательство было с СК. Было ли на вас заведено какое-то дело?

— Дело изначально возбуждалось в отношении неустановленных лиц, в нем не было никаких подозреваемых. Меня допрашивали по нему в качестве свидетеля. Специфика допросов была не самой однозначной для допросов свидетеля, свидетелей так не допрашивают. Насколько я знаю, ни одного подозреваемого там не появилось. Я могу заблуждаться, я не читал материалы дела. Насколько я знаю, это дело сейчас приостановлено.

После решения суда главред «Медузы» Иван Колпаков заявил, что на протяжении как минимум 13 последних месяцев Иван Голунов получал угрозы от героев еще «не вышедшего текста», но редакция пока не может рассказать, какой именно была тема материала, и назвать имена возможных организаторов преследования Голунова, чтобы не навредить Ивану — и самому расследованию, которое еще предстоит завершить. Но Колпаков отдельно оговаривает, что «речь идет не о московской мэрии».

После задержания Голунова в его защиту выступили многие известные журналисты, актеры и музыканты. Люди выходили с пикетами к Петровке, 38, и накануне у суда собрались сотни человек, которые скандировали «Свободу Ивану!». Под петицией в защиту журналиста на сайте Change.org — более 100 тысяч подписей. В Кремле заявили, что виновные в подтасовках по делу Голунова ответят по закону.

Что же в итоге повлияло на решение судьи? Мнение эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова.

Владимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Мы все-таки рассматриваем домашний арест как некий успех, поскольку сила заинтересованных структур, которые, как можно предположить, воздействовали на правоохранительные органы с целью изоляции Ивана Голунова, была слишком велика. И только столкнувшись с самым активным и все-таки беспрецедентным противодействием со стороны гражданского общества и журналистского сообщества, эта сила, если не отступила, то, по крайней мере, не добилась желаемого результата. Конечно, серьезное влияние на дело оказало и то обстоятельство, что Иван был задержан параллельно с проходившим в Петербурге экономическим форумом, и дело господина Голунова стало в некотором смысле фоном. Полагаю, верховная власть получила очень серьезную оплеуху от правоохранительных структур в очередной раз. Я не знаю, насколько корректно сравнивать это дело с делом Калви, но на самом деле я думаю, что Кремль начинает осознавать, что силовая машина действительно в известной степени выходит из-под контроля».

Домашний арест Ивана Голунова — это уступка давлению и возмущению части общественности. Вопрос, как дальше будут развиваться события? Комментарий Георгия Бовта.

— Система не отступает, она сделала шаг назад, но думаю, что не готова признать свое поражение в этом деле и будет тщательно дальше вести его по части обвинения, если только не последует какой-то команды с самого верха. Есть принцип пресловутый — своих не сдают, поэтому ни руководство МВД, ни руководство более высокого уровня не готово пока поступиться этим принципом, потому что исходит из того, что, сдав, как считается, оперативников, которые не соблюдали как минимум процессуальные нормы при задержании, она в следующий раз не сможет на них рассчитывать в каких-то делах деликатных.

— Можно ли рассматривать сценарий, что все-таки будет все по оправдательному сценарию развиваться?

— Это будет означать, что тогда надо будет искать заказчиков этого дела, надо будет кого-то наказать. Но мне кажется, что будет сделано все возможное, чтобы избежать этого сценария. Каким-то образом тянуть это дело дальше, искать какие-то улики, продолжать, и, возможно, их удастся найти или сфальсифицировать.

В эфире «России 24» показали большой репортаж о Голунове, в котором версию следствия рассказывает оперуполномоченный в УВД по Западному округу Москвы, куда привезли Голунова после задержания. Лицо оперативника не показывается, имя не называется.

«Известно только имя Иван и номер мобильного телефона. По информации, данное лицо осуществляло сбыт наркотических средств синтетического происхождения на территории как Западного округа, так и вообще в городе Москве, в основном в ночных клубах. Нами было установлено, что данный гражданин систематически у нас посещает иностранные государства, летает в Ригу, в связи с чем возникло подозрение, что именно наркотические средства, предназначенные для сбыта, он может перемещать из этих иностранных государств».

В Риге находится штаб-квартира издания «Медуза».

Оперуполномоченный в интервью «России 24» также говорит, что Иван Голунов в момент задержания якобы находился в состоянии опьянения и скрывал род занятий. В эфире даже показывают справку о состоянии Голунова. Но там синей ручкой подписано, что Голунов, напротив, не был в состоянии опьянения, хотя в закадровом комментарии все с точностью до наоборот. Позднее из текста расшифровки на сайте «России 24» убрали упоминание, что Голунов якобы находился в состоянии опьянения. Также стало известно, что телеканал исправит ложную информацию в сюжете об уголовном деле специального корреспондента «Медузы».

«Россия 24» также взяла интервью у самого Ивана Голунова.

— Я никогда не употреблял наркотики, я никогда не имел при себе никаких наркотиков. Я журналист, я занимаюсь расследованиями и никогда не имел при себе никаких наркотиков. Если наркотиками считаются какие-то таблетки, которые мне выписывал доктор, это было год назад, по рецепту я покупал в государственной аптеке таблетки, которые мне говорили, что это какие-то очень легкие психотропные вещества.

— То есть вы работали по договору с «Медузой»?

— Да.

— Документы ваши не находятся в офисе «Медузы»?

— Трудовая книжка моя находится у меня.

— Вы с нами добровольно пообщались. Я на вас не оказывал давление?

— Не оказывали.

— Не угрожал?

— Не угрожали.

Как отмечает «Медуза», в новой версии сюжета про Ивана Голунова говорится, что полицейские сообщили съемочной группе «Дежурной части» о его опьянении, но предоставили справку с «не очень ясной правкой от руки».

Общественность сразу вспомнила вчерашний пост спецкорра «Коммерсанта» Андрея Колесникова в Facebook. Он написал, что не спешил бы с историей Голунова — «МВД слишком уверено в себе» — и что скоро публично выскажется оперативник, который задерживал Голунова и все подробно расскажет, а массовое заступничество только вредит. Вскоре Колесников удалил этот свой пост и извинился.

Перед этим журналист ВГТРК Андрей Медведев написал в своем Telegram-канале, что пообщался со знакомым оперативником и тот, с его слов, как выяснилось, занимается делом Голунова, рассказал, что тот занимался сбытом, его разрабатывали давно. Причем оперативники УВД ЗАО якобы не представляли, что Голунов журналист и для кого он пишет. Версию про заказ на Голунова знакомый Медведева якобы назвал бредом. Этот пост тоже спровоцировал широкое обсуждение.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here