«Мелкие неприятности туристов, которые вынуждены менять планы, или экономические потери авиакомпаний и турагентств видятся неизбежным сопутствующим ущербом. Как говорится, надо было вовремя газеты читать», — считает политолог
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
Повод, который использовали оппозиционеры от партий «Европейская Грузия» и «Единое национальное движение», которую ранее возглавлял Михаил Саакашвили, кажется диким. Однако, это показывает, как все сильно запущено в российско-грузинских отношениях на фоне так и не урегулированной проблемы отделившихся от республики во время войны 2008 года Абхазии и Южной Осетии. Тема борьбы с «российской агрессией» — один из важных факторов внутренней политики Грузии. И тут подвернулся повод, чтобы раскрутить из пальца высосанную ситуацию против правящей партии «Грузинская мечта» и ее лидера Бидзины Иванишвили.
Грузия — парламентская республика. Теперь Иванишвили обвиняют в пророссийской ориентации. И он вынужден оправдываться, называя усаживание в кресло спикера российского депутата «протокольной ошибкой». При этом считает нужным добавить, что считает недопустимым, чтобы «представитель страны-оккупанта возглавлял в парламенте Грузии какой-либо форум». Так что открыто защищать официальных представителей России сейчас в Грузии не рискнет, пожалуй, никто. Президент Зурабишвили, в свою очередь, обвиняет оппозицию в том, что та, дескать выполняет некий коварный план Москвы по дестабилизации ситуации. Это уже походит на легкую паранойю.
Беспорядки привели к отставке спикера парламента Ираклия Кобахидзе. Оппозиционеры требуют большего — отставок главы МВД и Службы государственной безопасности, а также досрочных парламентских выборов, причем не по смешанной, как теперь, партийно-мажоритарной системе, а только по партспискам.
Быстрая реакция российских властей некоторым может показаться поспешной. Ведь с антироссийскими призывами выступила оппозиция. Мало ли кто к чему призывает в разных странах, реальных случаев нападения на российских туристов ведь не было. Однако, как написала в Facebook представитель МИД России Мария Захарова, разве «кто-то может гарантировать, что заведенная провокаторами толпа не ринется крушить отели?» Тем более что не похоже, что такие факторы, как большое число российских туристов или рост взаимного товарооборота оказали сдерживающее влияние на тех грузинских политиков, которые требовали расправы над российской делегацией.
Резкий рост российского турпотока в Грузию теперь кажется полным политическим недоразумением. Он беспрецедентен для стран со столь скверными официальными отношениями. И это не тот случай, когда так называемая «народная дипломатия» способна их исправить. Хотя для россиян в одностороннем порядке действует безвизовый режим в Грузии, по-прежнему не восстановлены дипломатические отношения, разорванные в 2008 году. На фоне откровенно враждебной позиции значительной части грузинских политиков, включая недавно избранного президента, реагировать на беспорядки именно таким образом российским властям было легко. Ничто их тут не толкало к какой-то сдержанности.
Несмотря на рост взаимного товарооборота в прошлом году на почти 25%, до 1,3 млрд долларов, Грузия не принадлежит к числу значимых российских партнеров. Турпоток из России в Грузию также вырос в прошлом году на 24% и установил рекорд, достигнув почти полутора миллионов человек, немного не дотянув до занимающего первую позицию по этой части Азербайджана. Туризм вообще стал одной из главных статей доходов республики, население которой составляет 3,7 млн человек. В прошлом году ее посетили 8,7 млн человек, принеся в казну более 3 млрд долларов. Тысячи россиян успели вложиться в недвижимость в стране, прежде всего, в курортном Батуми. Эти люди предпочли Грузию Крыму и Сочи. Теперь им придется переориентироваться. Это могло быть одним из соображений, стоявшим за запретом полетов в Грузию.
Мелкие неприятности туристов, которые вынуждены менять планы, или экономические потери авиакомпаний и турагентств в данном случае видятся неизбежным сопутствующим ущербом. Как говорится, надо было вовремя газеты читать и следить за политической ситуацией в стране предполагаемого отдыха. А грузинским властям надо было реагировать как-то иначе, чем называть соседнюю страну врагом просто потому, что кто-то сел якобы не на тот стул. Так что нынешний инцидент еще получит свое развитие.
Источник