В погоне за высокой прибылью банки загоняют граждан в ипотечную трясину практически сразу после окончания школы. Необходимо стараться сделать жилье более доступным, а не топить россиян в кредитах, заявил Сергей Миронов.
Немногим ранее «Сбер» сообщил о том, что он снижает возраст ипотечных заемщиков до 18 лет. Большинство банков при этом все еще оформляют ипотеку с 21 года.
«Недавно возраст владения огнестрельным оружием был повышен до 21 года. До той же отметки предлагается повысить возраст продажи алкоголя. Получается, оружие и спиртное с 18 лет нельзя, а ипотеку – пожалуйста, – указывает Сергей Миронов. – Мотивы банкиров понятны. Рынок ипотеки перенасыщен, все, кто мог и не мог, ее уже взяли, и банки охотятся за новой, самой беззащитной группой заемщиков».
«Скорее всего, речь может идти о выпускниках ПТУ и колледжей, которые уже начали работать. Но 18 лет – это не тот возраст, в котором можно принимать решение, ввязываться ли в ипотечную кабалу. Не успел встать со школьной скамьи, вот тебе кредит на 25 лет – это неправильно! Считаю, Центробанк как регулятор должен вмешаться и пресечь такие инициативы банков», – говорит политик.
Парламентарий уверен, что нужно снижать не возрастной ценз, а ставки по ипотеке.
«Мы предложили механизм, по которому ипотечная ставка должна составлять половину от ключевой ставки ЦБ, это позволило бы выдавать ипотеку под 2–3% в последние полтора года, – напомнил Сергей Миронов. – Кроме того, мы предлагаем запустить механизм строительно-сберегательных касс, которые могли бы выдавать жилищные ссуды под те же 2–3%. Это ставки, по которым выдаются жилищные кредиты в большинстве развитых стран. В России ипотека недоступна 40% граждан, тысячи вполне взрослых заемщиков влезают в кредиты, которые потом не могут выплатить. Это не способ решения жилищной проблемы – это шанс утопить население в безнадежных долгах!»
В июле 2021 года долги россиян по ипотеке достигли рекорда в 10,8 триллионов рублей. По прогнозам экспертов, к концу года сумма может превысить 11,6 триллионов. Средний срок займа с начала пандемии вырос на два года, до 20 лет, что еще увеличило объемы переплат по кредитам.