В России к новому сезону подорожал «шашлычный набор». Традиционное блюдо для пикника и средства для его приготовления обходятся покупателям в среднем в 2484 рубля, подчитали специалисты аналитического ресурса «Чек Индекс».
По сравнению с прошлым годом, траты любителей отдыха на природе выросли на 583 рубля. В набор включается ведерко замаринованного мяса, шампуры, мангал, уголь и средство для розжига. Продажи этих товаров в офлайн-магазинах снизились на 20 %. Снижение спроса связано не с ростом цен, а прежде всего с поздним началом весны, считают эксперты.
Как изменились за год цены на товары для шашлыка
В апреле 2022 года «индекс шашлыка» вырос на 31 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали эксперты ресурса «Чек Индекс» (анализирует данные с 1,1 млн кассовых аппаратов). Они изучили данные о продажах маринованного мяса, шампуров, мангала, угля и розжига в период с 1 по 24 апреля. Оказалось, что средний чек за такой набор в апреле 2022 года составил 2484 руб. против 1901 руб. годом ранее.
Специалисты отметили, что на сам шашлык россияне в среднем тратят 498 руб. (+17 % к прошлому году), на комплект шампуров — 304 руб. (+30 %), на мангал — 1172 руб. (+28 %), на уголь — 380 руб. (+77 %) и на средство для розжига — 130 руб. (+26 %).
Вместе с тем продажи «шашлычного набора» в натуральном выражении снизились — в этом апреле товаров для пикника купили на 20 % меньше, чем годом ранее. Однако аналитики не считают, что падение спроса обусловлено ростом цен. Главная причина — в этом году весна наступила позже, в начале апреля было не до шашлыков.
«В апреле 2021 года „шашлычные наборы“ покупали чаще именно из-за более благоприятных погодных условий», — отметили в «Чек Индексе».
Но в начале следующего месяца спрос должен восстановиться.
Будут ли расти цены на «шашлычный набор»? Прогноз экономиста
Майские праздники для многих россиян уже стали синонимом отдыха на природе. Кроме того, заметно снизились возможности для поездки на зарубежные курорты, а на российских выросли цены. В итоге, согласно исследованию аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру, 41 % россиян планирует провести праздники на даче или в деревне.
Кроме того, в ближайшее время стоимость «шашлычного набора» если и будет расти, то незначительно, считают эксперты.
Скачок цен из-за ажиотажного спроса на многие продукты наблюдался в марте-апреле, но ситуация меняется, отметил экономист, преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России Владислав Гинько.
«Сейчас инфляция, безусловно, замедляется. Центральный банк на внеплановом заседании в апреле принял решение о снижении ставки с 20 до 17 %. В ближайшую пятницу ЦБ, вероятно, произойдет дальнейшее снижение — мы видели сигналы к этому от регулятора. Важно понимать, что причина инфляции не в нехватке товаров, а в резком росте спроса, в том числе и на продовольственные товары. На короткой дистанции любая экономика реагирует на такие факторы отрицательно», — отметил он.
Увеличение цен на составляющие «шашлычного индекса», по его мнению, связано и с сезонным ростом цены на товары для отдыха на природе.
«В конечном итоге, основная цель любого коммерсанта — получение прибыли. Поэтому рост цен на шампуры и мангалы к началу дачного сезона вполне закономерен», — добавил экономист.
На сколько подорожал борщевой набор в марте 2022?
«Шашлычный набор» — один из многих продовольственных индексов, которые позволяют наглядно продемонстрировать тенденции цен или сравнить уровень жизни в разных странах. Они широко распространены и в России и в мире. Наиболее известные — «индекс биг-мака», в основе которого лежит сравнение стоимости этого бургера в разных странах, а также «индекс латте» и «индекс iPhone».
В нашей стране самым, пожалуй, обсуждаемым является «индекс борща» — продуктовая корзина, которая включает в себя картофель, капусту, лук, свеклу, морковь и чеснок. В сравнении с ним, кстати, «индекс шашлыка» вырос не так уж сильно. В марте 2022 года Росстат сообщил, что борщовой набор стал стоить 320 руб. против 174 руб. в марте 2021 года.
Иногда интересно сравнить продуктовые и не продуктовые индексы. Так, недавно «Известия» писали, что аналитики рынка недвижимости оценили стоимость жилья в суповых наборах. И выяснили, что стоимость квадратного метра жилья в Москве с 2000 по 2022 год выросла с 210 до 465 борщевых наборов.