В России снова подорожают автомобили: как изменятся цены на автомашины в 2023 году — прогноз экспертов

В России снова подорожают автомобили: как изменятся цены на автомашины в 2023 году — прогноз экспертов

В 2023 году автомобили в России снова подорожают из-за инфляции и вновь «ослабевшего» рубля. Об этом рассказали Autonews автоэксперты и участники рынка.

Так, в частности, гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский прогнозирует рост цен на автомобили в пределах 7-10 %. В беседе с изданием он подчеркнул, что с 1 января машины только из-за инфляции обычно дорожали на 3-4 %, но ряд компаний уже сейчас заявили о повышении цен на 7 %.

Представители других дилерских центров добавили, что, кроме инфляции и курса рубля, на ценообразование также будут влиять логистика, транзакционные издержки и требования государства, обязывающие устанавливать на все продаваемые автомобили систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

Между тем, сам термин «рекомендованная розничная цена» (РРЦ) начинает изживать себя, отметил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он объяснил это дефицитом автомобилей на рынке и изменившимися предпочтениями потребителей, которым все чаще отдают предпочтение практичным и недорогим машинам.

При этом эксперт считает, что оставшиеся на складах автомобили, скорее всего, продолжат продавать по тем же ценам, что и в конце 2022 года, а вот стоимость отечественных авто вырастет в соответствии с инфляцией.

Ранее о ценах на авторынке рассказал вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его словам, они продолжают стабилизироваться, а по ряду брендов их снижение уже достигло 18 %.

В России снова подорожают автомобили: на сколько и когда: дилеры спрогнозировали рост цен на автомашины до 10 % в первом квартале 2023 года

Рост цен на новые автомобили в России продолжится и может достигнуть 10 % уже в первом квартале 2023 года. Таким прогнозом поделились в пресс-службе ГК «Автодом».

 

В дилерском холдинге полагают, что объем российского авторынка в следующем году не превысит 800 тыс. единиц, а цены на автомобили вырастут в годовом выражении в среднем на 7 %.

Потребительский спрос на авторынке остается невысоким, а цены, которые во второй половине года стабилизировались, не снижаются из-за дефицита: все дилеры страны не досчитались примерно миллиона машин.

«Новые логистические цепочки, которые удалось выстроить дилерам с помощью параллельного импорта, не способствуют снижению стоимости авто. Текущая стоимость автомобилей увеличилась в среднем на 30 %», — уточнили в ГК «Автодом».

Ранее дилеры рассказали, что к концу 2022 года на их складах осталось не более 20-30 тыс. новых иномарок — этого объема должно хватить лишь на месяц продаж. При этом на следующий год они прогнозируют кардинальное изменение российского авторынка: по их версии, он начнет строиться заново с учетом роста доли продаж китайских автомобилей и приостановки поставок машин европейских, американских и корейских брендов.

Когда покупать? Что будет с ценами на автомобили в 2023 году

В России снова подорожают автомобили: как изменятся цены на автомашины в 2023 году — прогноз экспертов

К концу 2022 года в России средневзвешенные цены на автомобили выросли примерно на 22 % — такие данные ранее приводило аналитического агентство «Автостат». Однако по конкретным позициям ценники выросли сразу на 30 % и более. Разбираемся, что будет с ценами на машины в 2023 году.

Очередным резким падением курса рубля запомнится конец декабря 2022 года — курс доллара с тех пор держится уровне на отметке 70-72 руб., а евро — 73-75 руб.: когда рубль сдает свои позиции, цены на автомобили, как правило, подтягиваются. Еще одним обстоятельством, которое будет влиять на цены новых автомобилей в России станет инфляция: по итогам 2022 года она составила порядка 12 %, а в 2023 году, по прогнозам Центробанка, выйдет отметку 12-13 %.

Исходя из этого некоторые автопроизводители уже заявили о своих намерениях поднять цены. В частности, глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что новые автомобили, сборку которых наладят на конвейере бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, будут дороже основного модельного ряда Lada, где ценники также перепишут в большую сторону. Точных цифр топ-менеджер не привел, однако уточнил, что рост цен будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.

Автомобильные дилеры, в свою очередь, делают конкретные прогнозы — большинство из них считают, что автопроизводители перепишут прайс-листы, подняв ценники на 7 %-10 %. Комментирует генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский:

«В начале 2023 года цены на автомобили вырастут примерно на 10 %. Если с 1 января бренды, как правило, повышали стоимость авто на 3-4 % из-за инфляции, то уже сейчас ряд производителей заявил о росте цен на 7 %».

Другое дело, что сегодня меняется сама структура рынка и сравнивать цены 2023 с текущим годом просто невозможно. Об этом Autonews.ru заявил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«С ценами история интересная — сейчас существует несколько типов машин. Есть некоторые остатки на складах — по ним ценники не изменятся. Есть машины автопроизводителей, которые осуществляют сборку в России — здесь корректировки будут, что называется, „инфляционными“. Гораздо важнее понимать, что структура российского автомобильного рынка изменилась самым радикальным образом. Скажем, если до недавнего времени премиальные автомобили составляли около десяти процентов российского рынка, то совсем скоро их доля уменьшится до двух процентов — потребитель ищет и покупает более дешевые автомобили. Машины сами по себе сейчас дороги — тот же Exeed стоит 4 млн руб., и никто не спешит выстраиваться в очередь. Безусловно, начинает изживать себя и понятие РРЦ — поставки машин рухнули, производства тоже простаивают — на основе чего дилерам делать накрутку. Те же 300 тысяч на ковриках для BMW X3 уже „не наварить“, так как этих самых BMW и нет…»

Косвенно, дилерские центры сами подтверждают невозможность накрутки по той причине, что маржа дилера в изменении ценообразования фактически не участвует. Комментирует Максим Златокрылец — директор по продажам новых автомобилей «Рольф»:

«Мы не планируем какого-либо повышения цен. В настоящий момент, официальные поставки новых автомобилей в Россию осуществляются только по китайским брендам. Цены на автомобили в 2023 году будут зависеть от следующих факторов: российское законодательство (необходимость установки ЭРА-ГЛОНАСС, стоимость растаможки, требования к автомобилям), курс валюты, стоимость логистики и транзакционные издержки. Маржа дилера в изменении ценообразования носит минимальный характер. Так как дилер ориентирован, прежде всего, на объем продаж и высокую оборачиваемость капитала».

В свою очередь ведущий программы «Народный тест-драйв» на радиостанции «Вести ФМ» Александр Андреев считает, что возможностей для повышения цен у дилеров уже не осталось. Особенно на фоне предложений по ввезенным автомобилям по параллельному импорту частными игроками:

«Резерва для поднятия цен практически не осталось, так как все возможности населения исчерпаны предыдущими покупками. Те, кто были готовы переплачивать за машину, уже купили ее. Попытки повышения цен мы среди дилеров, разумеется, увидим, но это приведет лишь к оттоку покупателей к частным более мелким компаниям, которые доставляют машины из-за рубежа».

Что ждет российский рынок автомобилей в 2023 году — прогноз цен и предложения моделей

В России снова подорожают автомобили: как изменятся цены на автомашины в 2023 году — прогноз экспертов

Руководитель компании «Фреш Авто» Денис Мигаль в беседе с Autonews.ru рассказал, что одна из основных целей китайских автобрендов на ближайшую перспективу — максимально заработать на российском авторынке. По его оценкам, китайские компании определили текущие цены в России с учетом курса 100 руб. за доллар США.

«По такой логике, если доллар не будет дороже 100 руб., то и цены расти не должны. С другой стороны, если доллар начнет подскакивать с нынешних отметок до 80 руб., то предприниматели могут передумать. Ведь потеря в прибыли будет уже более чувствительной. И опять повысят цены. Но в начале 2023 года дилеры еще немного понаблюдают, что будет происходить с долларом, и сделают выводы», — сказал Мигаль.

По прогнозам эксперта, российский рынок в 2023 году продолжат наполнять моделями отечественных марок, даже с учетом того, что многие бренды собирают из китайских машинокомплектов. При этом, для поддержки их продаж, нужны более доступные цены — государство будет стараться их обеспечить с помощью различных программ и субсидий.

«В 2023 году государство будет максимально поддерживать отечественных производителей. Будут выделяться различные программы: „первый автомобиль“, „семейный“, дополнительные субсидии. Чтобы продукция этих брендов продавалась по существенно более низким ценам и общие результаты продаж на рынке были высокими», — отметил Мигаль.

При этом, как указал участник рынка, пока остается открытым вопрос о том, смогут ли локальные компании произвести нужные объемы доступных автомобилей и получат ли к ним доступ физлица. Так, в 2022 году, было продано примерно в два раза меньше автомобилей, чем в 2021 году, сформировался значительный отложенный спрос в корпоративном секторе, например, у служб такси, а также в госсекторе.

«Скорее всего, государство сначала закроет потребности корпоративных компаний и только потом будет разворачивать эту историю на простых потребителей. Понятно, что будут квоты, но вряд ли тот же „Москвич“ вдруг произведет столько дешевых и доступных автомобилей, что цены быстрой пойдут вниз», — считает Мигаль.

Он предположил, что цены в 2023 году падать не будут и глобальных предпосылок для этого нет. По этой причине он считает, что в России будет продано по итогам года около 800 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей.

«Для снижения цен будут действовать отдельные программы, выделяемых по ним денег обычно хватает на три-четыре месяца. Если доллар пробьет отметку в 80 руб., то многие постараются поднять цены. А если такой же будет дефицит, и машин будет не хватать, то будет еще и спекулятивный рост цен», — сказал Мигаль.

Он уточнил, что ситуации с дефицитом и ценами помогла бы разморозка работы иностранных брендов в России и упрощение схемы ввоза по параллельному импорту. Однако, возобновления работы заводов он пока не ожидает. А машины из третьих страх дилерам до сих пор приходится в основном ввозить через схемы с физлицами из-за высоких таможенных платежей и НДС.

«Немецкий Volkswagen Group вряд ли „разморозится“. Возможно, заработают корейцы если решат свои проблемы и смогут поставлять нужные запчасти для производства автомобилей в России. Но это будут не такие значительные объемы, как раньше. И будут работать китайские бренды. В целом на рынке мы увидим такую же картину по маркам и моделям, как и в 2022 году, умноженную на амбиции автокомпаний по захвату объемов рынка. Кто захочет кратно поднять свои продажи, а кто-то просто максимально зарабатывать», — считает Мигаль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here