Важные изменения в обеспечении жильем детей-сирот в 2022 году, как узнать и ускорить свою очередь на квартиру для детей-сирот?

Важные изменения в обеспечении жильем детей-сирот в 2022 году, как узнать и ускорить свою очередь на квартиру для детей-сирот?

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей. Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья.

Чтобы не пропустить свою законную очередь на жильё, необходимо регулярно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть его и узнать нужную информацию можно несколькими способами.

Когда положено жилье детям-сиротам, как узнать очередь на квартиру, как получить жилье детям-сиротам после 23 лет по новому закону, как использовать жилищный сертификат на 1,5 млн рублей на покупку жилья, а также об изменениях, которые произошли с 2022 года в законодательстве по обеспечению жильем детей-сирот, расскажем далее в нашей статье.

Условия предоставления квартиры детям-сиротам

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

С 2022 года изменилось законодательство по обеспечению жильем детей-сирот

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Правительство России: предложения по решению квартирного вопроса детей-сирот подготовлены

Предложения по изменениям в правила обеспечения жильем детей-сирот уже подготовлены, сообщил в среду вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на правительственном часе в Госдуме.

«Мы детально разобрались. Минстрой занимается, предложения подготовили, в бюджетный цикл этого года будем предложения включать. Давайте включаться в законодательную деятельность и в работу с регионами», — обратился он к парламентариям.

 

В частности, по его словам, нужно еще раз пересмотреть законодательство. «Там очень много технических деталей и наложений: как считать очередь, кто получил жилье, когда получил, на каких условиях», — сказал Хуснуллин.

Кроме того, предлагается дать право регионам селить в один дом до 50% детей-сирот, тогда как в настоящее время установлено ограничение в 25%. Однако в некоторых регионах объем жилищного строительство недостаточен для выполнения такого требования, пояснил вице-премьер. Третий вопрос связан с финансовым обеспечением, добавил он.

По словам зампредседателя правительства, в России 299 тыс. сирот, из них в возрасте от 18 до 23 лет — около 200 тыс., а остальные — от 23 до 40 лет. «Цена решения этой проблемы составляет 300 млрд рублей. Для понимания — мы в год тратим на «Чистую воду» 35 млрд рубелей, на решение всех жилищных проблем — 10 млрд рубелей. <…> Давайте в бюджете примем решение, сколько мы будем на это добавлять денег», — сказал он.

Кроме того, Хуснуллин предложил дифференцированно подходить к софинансированию со стороны регионов. Сегодня 82% средств выделяет федеральный бюджет, а 18% — региональный. В качестве примера вице-премьер привел Еврейскую автономную область, которой при размере бюджета в 10 млрд рублей на обеспечение жильем детей-сирот необходимо 2 млрд рублей.

Задача перед парламентариями

Спикер Госдумы Вячеслав Володин со своей стороны отметил, что депутатам правильно было бы после сегодняшних слушаний вернуться к вопросу обеспечения жильем детей-сирот, проработать его всесторонне, в том числе необходимо принятие законодательных инициатив, поправок, подзаконных актов.

По его словам, «первое, с чего надо начинать в вопросах обеспечения детей-сирот жильем — это сформировать очередь, потому что очередей как таковых прозрачных нет».

«Дети-сироты стоят на очереди по 10 и более лет, кто-то первым стоит в очереди, но квартиру не получает, а получают те, кто позже встал по времени даже», — пояснил он.

Спикер при этом напомнил, что Минстрой РФ курирует этот вопрос с 2022 года, ранее он относился к другому министерству.

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет. В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Порядок действий

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Перечень документов

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Куда подавать документы?

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  1. Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  2. Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  3. Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  4. Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Новый законопроект о жилье детям-сиротам

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.

Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.

Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

  •  По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
  • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

  • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
  • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
  • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект?

Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

  •  больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
  •  имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
  •  имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

Как узнать очередь на квартиру детям сиротам

Чтобы не пропустить свою законную очередь на жильё, необходимо регулярно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть его и узнать нужную информацию можно несколькими способами:

  • Подать официальный письменный запрос в двух экземплярах жилищному отделу;
  • Отправить заявление и заверенные нотариусом копии документов через почтовое отделение заказным письмом с описью вложений и обратным уведомлением, чтобы иметь возможность отследить сроки ответа. Они не должны превышать тридцать дней;
  • Обратиться в местную администрацию, где можно узнать свой актуальный номер на квартиру практически сразу;
  • Посмотреть свой номер через интернет в региональной электронной базе. Например, в Москве это можно сделать на портале государственных услуг pgu.mos.ru

Как видно и вышесказанного, нет никакой сложности в том, чтобы получить необходимые данные и узнать свой порядковый актуальный номер в очереди на квартиру или иное жильё. Ограничений по частоте запроса также не установлено.

Однако стоит помнить, что не все представленные варианты ответов будут иметь юридическую силу, если вдруг понадобится передать полученные сведения в какую-либо инстанцию или организацию. Узнать свой номер на квартиру через интернет проще и удобнее всего, но такие данные носят исключительно информативный характер.

Как идёт продвижение

Регламентированного чёткого порядка продвижения списков на получение объектов недвижимости от государства не существует, однако есть некоторые законодательные правила, которые влияют на время ожидания. Так, существуют некоторые категории лиц, которые имеют первоочередное право на получение квадратных метров.

К ним относятся сироты, хронически больные граждане, проживание с которыми представляет опасность окружающим, а также лица, жилая недвижимость которых официально признана аварийной и подлежащей сносу. В связи с тем, что таких граждан не так уж и мало, для остальных нуждающихся продвижение по списку может быть не просто медленным, но и двигаться вниз.

Как быстро узнать свою очередь на квартиру?

Квартирный вопрос является острым не только для молодых семей. Получить собственное жилье мечтает каждый россиянин, но не все граждане могут его себе позволить.

Для многих единственным вариантом обзавестись отдельной жилплощадью является субсидирование государства. Льготники, малоимущие семьи имеют право рассчитывать на получение квартиры в порядке записи.

Узнать свою очередь на жилье можно несколькими способами: посмотреть в интернете или при личном визите.

Как продвигается очередь?

После предоставления документов гражданам присваивают номер очереди на получение жилья. По этому номеру собственники могут определить продвижение.

Рассчитывать на скорое получение квартиры могут:

  • дети-сироты,
  • семьи, в которых проживает гражданин с хроническим заболеванием или инвалид,
  • жильцы аварийных зданий.

Сиротам администрация региона предоставляет жилье одними из первых, так как они относятся к наиболее уязвимому социальному слою населения.

Как определить свое место?

Чтобы быть в курсе, когда оформлять документы на новую квартиру, льготникам следует постоянно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть номер своей очереди можно несколькими способами: в МФЦ, через онлайн-ресурс «Госуслуги», на региональном портале, при личном визите в администрацию субъекта.

Через интернет на сайте госуслуг Москвы

Жители столицы могут посмотреть очередь на квартиру в Москве через интернет. Сайт мэра столицы mos.ru позволяет не только подать документы на жилье в Москве онлайн, но и получить сведения о статусе предоставления услуги.

Узнать очередь на квартиру можно в течение 10 минут здесь — https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/157/?onsite_from=56532. Информация предоставляется только физическим лицам и их законным представителям.

На mos.ru можно узнать порядковый номер в очереди на квартиру, если гражданин предоставит паспортные данные. При получении сведений уполномоченным представителем потребуется нотариальная доверенность.

Запрос онлайн позволяет посмотреть электронную очередь на жилье. Сведения о гражданах, состоящих на учете в других регионах страны, находятся в жилищном комитете субъекта РФ или сайте местной администрации. Например, проверить продвижение очереди на жилье (СПб) россияне могут на городском портале gov.spb.ru в разделе «Проверка статуса заявления».

Через портал «Госуслуги»

Единый государственный портал «Госуслуги» предоставляет гражданам широкий спектр возможностей социального характера.

Через портал «Госуслуги» нельзя проверить статус очереди (нет такой возможности), но можно узнать информацию о документах, сроках получения и особенностях предоставления сведений.

На портале содержится информация, как проверить очередь на жилье на сайте местной администрации. Указаны контактные данные (например, номер телефона ЖКХ по делам сирот), сроки предоставления услуги (1 день для подачи документов и 30 — на рассмотрение), особенности.

В местной администрации

Те, кто не доверяет интернету, могут посмотреть очередь на жилье при личном визите к администрации региона. Сотрудники государственной службы помогают узнать свою очередь на квартиру по личному номеру.

Если граждане не знают, какой номер им присвоили, они могут подать запрос. Номер выдается сразу после вступления в программу, его предоставляют в режиме онлайн. Узнать номер очереди на жилье могут только собственники или их представители.

Чтобы отследить очередь при визите в администрацию, требуется предоставить паспорт собственника, документы на квартиру и сведения о господдержке. Срок предоставления услуги— от 1 до 10 дней. Допускается получить ответ на запрос по электронной почте или номеру телефона.

Через МФЦ

Записаться на прием граждане могут в интернете, на сайте МФЦ региона, или лично. Чтобы узнать о номере и продвижении в МФЦ, требуется взять талон (онлайн или в центре) и представить документы.

Информация в МФЦ предоставляется после письменного запроса. Срок получения сведений не превышает 30 дней. Услуга возможна только для тех, на кого оформлена льготы: иные члены семьи не имеют доступа к сведениям. Допускается выдача информации законному представителю с представлением соответствующих документов.

Очередь на квартиру для детей сирот

Государство должно предоставлять своим гражданам соц. гарантии. Это главная цель его создания и существования. В первую очередь о гарантиях стоит задуматься, когда речь идет о самых беззащитных людях. А в их число входят дети, в силу разных обстоятельств оставшиеся без заботы и любви.

Одной из самых сложных проблем для сирот, это покупка жилья. Очередь на квартиру для детей сирот создана для того чтобы, все малютки получили свой дом.

Генпрокурор предложил изменить закон о жилье для сирот

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете. Как отметили в прокуратуре, выделяемых на это бюджетных средств действительно недостаточно. Поэтому прокуроры принимают меры на понуждение органов власти к увеличению финансирования. И этого во многих регионах уже удалось добиться. Позитивные сдвиги отмечены в Крыму, Татарстане, Чувашии, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской и других областях России. Всего в 2020 году прокуроры выявили свыше 12 тысяч нарушений законов о жилищных правах сирот. Для их устранения было внесено около 7 тысяч актов реагирования.​

Заключение

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

В заключении хотелось бы искренне пожелать всем, для кого эта тема актуальна — добиться реализации своих законных прав!

«Сироты не нужны нашему государству»

Почему российским сиротам приходится стоять в очереди на получение жилья

В России более 200 тыс. граждан из числа детей-сирот не смогли получить жилье и годами ждут своей очереди. Руководитель благотворительного фонда «Соучастие в судьбе» Алексей Головань объяснил «Коммерсанту», почему эта очередь не сокращается и как последние законодательные инициативы усложнили жизнь детей-сирот и приемных семей.

17 июля 2022 года  Беседовала Ольга Алленова

«Вырастут риски мошеннических действий с сертификатами»

— Сиротам положено жилье после того, как им исполнится 18 лет, но многие его не получают. Почему так происходит?

— Из-за того, что денег на эту статью расходов в регионах не хватает, образуется очередь. В некоторых субъектах ожидание в этой очереди составляет 5–12 лет. Хотя Верховный суд уже разъяснял, что право на жилье у сироты наступает в 18 лет, и, независимо от того, есть ли деньги в субъекте Российской Федерации, жилье обязаны предоставить. Некоторые ребята либо сами, либо через прокуратуру обращаются в суды, чтобы ускорить процесс получения жилья. Эти судебные дела являются бесспорными (по ним истцы всегда выигрывают). И если есть решение суда, которое обязывает уполномоченные органы предоставить сироте жилье, то органы власти вынуждены выделить ему жилье быстрее. Но даже по тем делам, где суд обязал органы власти безотлагательно предоставить сиротам жилье, образуется своя, отдельная очередь, и порой даже с исполнительными листами сироты ожидают жилье и три года, и четыре. В сентябре 2021-го Европейский суд по правам человека вынес решение в отношении девяти российских сирот, которые в течение нескольких лет не могли получить жилье (в деле «Кадала и другие против России» истцам помогали юристы из фонда «Соучастие в судьбе».— “Ъ”). В этом решении говорилось, что Россия обязана в кратчайшие сроки предоставить истцам жилье; кроме того, ЕСПЧ присудил истцам компенсации в размере от €2,5 тыс. до 5,3 тыс.

— Сколько сирот сегодня стоит в очереди на получение жилья?

— Около 200 тыс. человек по всей стране. А в год квартиры получает порядка 30 тыс. сирот. В последние несколько лет из федерального бюджета ежегодно выделяется по 10 млрд руб. на обеспечение жильем сирот в регионах. Ежегодно депутаты Госдумы и сенаторы, обсуждая бюджет на следующий год, говорят, что денег на обеспечение жильем детей-сирот не хватает, и размер субсидии на эти цели из федерального бюджета надо срочно увеличивать. Но дальше разговоров и призывов дело не идет.

— То есть 10 млрд руб. в год недостаточно?

— Да, этих средств не хватает. Субъекты Российской Федерации обязаны предоставлять жилье сиротам за счет собственных бюджетов — при возможном субсидировании из федерального. То есть льгота установлена на федеральном уровне, но субъекты реализуют ее в зависимости от своей финансовой обеспеченности.

Где есть деньги, там жилье дают, где денег нет — там образуются очереди. Очередности с обеспечением жильем сирот нет только в десяти регионах.

С 2008 года регионы ежегодно стали получать из федерального бюджета дополнительные средства на эти цели — субсидию. Сначала она составляла 500 млн руб., потом увеличивалась, а в последние три года выделяется по 10 млрд руб. Но эта федеральная субсидия предоставляется региону, только если он вкладывает собственные средства в приобретение на вторичном рынке или в строительство социального жилья для сирот. То есть субсидия дается не вместо тех денег, которые должен выделить регион, а в дополнение к ним. Однако в России много регионов, которые не имеют средств, и их вложения в жилье для сирот крайне скудные. Сегодня общая сумма, которая ежегодно тратится субъектами совместно с Федерацией,— порядка 30 млрд руб. в год. Этих денег катастрофически не хватает. В год обеспечивается жильем примерно 30 тыс. детей-сирот, а надо обеспечить почти 200 тыс. человек. И каждый год совершеннолетия достигают новые ребята, которым тоже нужно предоставить квартиры. И даже если бы новые сироты не появлялись, при том уровне финансирования, которое мы имеем, потребовалось бы шесть-семь лет, чтобы ликвидировать нынешнюю очередь. Все эти ребята рано или поздно получат жилье, но очень плохо, что им приходится так долго ждать. Это время для них очень трудное, они только вышли из детского дома, еще не встали на ноги, нет работы, очень трудно социализироваться — и надо постоянно думать о том, где найти крышу над головой. В ситуации отсутствия жилья сироты становятся крайне уязвимыми, траектория их жизни меняется, часто становится неблагополучной.

Решить проблему могло бы погашение задолженности по сиротскому жилью из средств федерального бюджета. Достаточно было бы три-четыре года направлять на эти цели повышенное финансирование, а потом, когда задолженность будет ликвидирована, вернуться к нынешнему механизму обеспечения — за счет средств регионов при субсидировании из федерального бюджета в том размере, который есть сейчас.

— Министерство просвещения предлагает ввести жилищные сертификаты для сирот, которые сократят очередь и позволят им покупать жилье, более комфортное, чем предоставляет государство,— с использованием тех денег, что накапливаются на счетах сирот до их 18-летия. Что вы об этом думаете?

— Предоставление жилья сироте подменяется выделением ему некоей суммы, на которую он может самостоятельно это жилье приобрести. Все эксперты профильных НКО выступают против введения сертификатов. Очередь это не сократит, так как не подразумевает увеличение финансирования. Но возникнут новые проблемы. Во-первых, вырастут риски мошеннических действий с сертификатами и с жильем, которое с их помощью будет приобретаться. Во-вторых, будет утрачен контроль государства за качеством приобретаемого жилья. И наконец, в-третьих, как показал опыт субъектов Федерации, которые уже ввели сертификаты как дополнительную региональную гарантию, размер сертификата меньше реальной стоимости жилья. То есть сироты будут вынуждены искать дополнительные средства (брать кредиты, ипотеку), которые вместе с сертификатом позволили бы приобрести нормальное жилье, а не развалюху на окраине региона. Я считаю, что это плохая идея. Государственная гарантия на благоустроенное жилье для сирот заменяется некой схемой, при которой государство лишь софинансирует покупку сиротой жилья. И лоббирует эту подмену ведомство, которое обязано защищать права и интересы сирот.

«Проще отказать одному, чем обеспечивать всех»

— Я знаю, что в этой очереди есть люди, которым уже по 40 лет.

— К нам часто обращаются ребята, которым по 30–35 лет, а у них нет жилья. Случаев, когда людям по 40 лет, мало, но они есть — особенно если речь идет о тех сиротах, кто жил в ПНИ (психоневрологическом интернате.— “Ъ”).

У нас в стране есть 12 регионов, где жилье сиротам предоставляется исключительно по судебному решению. Это означает, что, если сирота не обратился с иском в суд, он так и будет годами ожидать своей очереди. Многие не знают, что надо идти в суд, не знают, как составить иск, не понимают, где искать помощи.

— Среди выпускников детских домов есть такие, кому государство отказывает в жилье. Как это возможно?

— Есть две категории детей-сирот, которые должны быть обеспечены жильем. Первая — те, у кого нет никакого жилья в собственности или в социальном найме. Например, отказники — у них никогда никакого жилья не было. Или те, кто жил в помещениях, находящихся в собственности родственников. А вторая группа — это сироты, у которых есть жилье, но жить в нем невозможно.

Обстоятельства невозможности проживания сирот в жилом помещении установлены федеральным законом, их всего четыре. Но субъекты Федерации своими региональными законами могут устанавливать дополнительные обстоятельства.

Уполномоченные органы региональной власти или местной администрации должны установить факт невозможности проживания сирот в жилом помещении. Однако они очень часто отказываются это делать, чтобы не предоставлять новое жилье.

Мне известно множество случаев, когда жилье у сирот формально есть, проживание в нем в силу закона невозможно, но регион отказывается это устанавливать.

Например, в Ставропольском и Краснодарском краях действует такое правило: чтобы доказать факт невозможности проживания сироты в жилом помещении, необходимо, чтобы все лица, которые имеют право на это жилое помещение, в нем фактически проживали в тот момент, когда туда явится комиссия. А если они в этот момент там не проживают, то уполномоченные органы этих двух регионов факт невозможности проживания сироты не устанавливают, и доказать им ничего невозможно. Ситуация бредовая. Допустим, есть квартира, в ней прописано восемь человек, но на момент визита комиссии в квартире было всего три человека. Это значит, что факт невозможности проживания сироты в данной квартире установлен не будет. А если через неделю в квартиру вернутся остальные, и там будет жить восемь человек, то нужно будет снова созывать комиссию. Такая позиция совершенно не соответствует закону, но тем не менее некоторым ребятам отказывают в предоставлении жилья именно по этой причине.

— Назовите, пожалуйста, причины, по которым проживание сироты в его жилье невозможно.

— Как я уже говорил, таких причин всего четыре, они установлены федеральным законодательством. Если в квартире или в доме проживают родители, лишенные родительских прав,— при наличии решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Если в этом жилом помещении проживают лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одном жилом помещении невозможно (как правило, это психические заболевания, туберкулез в открытой форме). Если на каждого проживающего приходится меньше учетной нормы жилой площади, установленной в этом муниципальном образовании. А также если жилое помещение признано непригодным для проживания из-за технического и санитарного состояния.

При этом чиновники в муниципальных образованиях неохотно признают жилые помещения непригодными для проживания, а это не позволяет сиротам получить другое жилье.

Недавно ко мне обратилась директор одного детского дома из Тверской области: за их воспитанницей сохранено жилое помещение в двухэтажном здании 1930 года постройки. Это дом барачного типа, восемь квартир, в нем нет воды, канализации, есть выгребная яма во дворе, дровяная печка и электричество. Комиссия отказывается устанавливать факт невозможности проживания сироты в квартире, потому что дом не признан непригодным для проживания. Детский дом должен направить сироту в барак с выгребной ямой. И это всего лишь в 120 или в 130 км от столицы нашей родины. Чудовищно.

— А почему этот дом не признают непригодным для проживания?

— Потому что в муниципалитете понимают: если они его таким признают, то обеспечивать жильем придется не только сироту, но еще и жильцов остальных семи квартир в этом доме. А у муниципалитета денег нет. Поэтому им проще отказать одному, чем обеспечивать всех.

Сейчас наши юристы помогают девочке-сироте в похожем деле. Она находится под опекой в Москве, ей досталась в собственность доля в доме в отдаленном районе Подмосковья. Когда мы попросили органы опеки провести обследование жилого помещения, они сказали: «Дом этот — «убитый», туда ехать-то страшно, потому что в деревне всего три дома, и вообще непонятно, кто там живет». Девочка всю жизнь прожила в Москве, а этот дом когда-то купил кто-то из родственников, он по наследству перешел ее родителям, в итоге у сироты есть доли. Московские чиновники сказали, что не дадут ей жилье до тех пор, пока администрация подмосковного муниципалитета не установит невозможность ее проживания в этом доме. А в администрации говорят, что в этой деревне вообще никаких коммуникаций нет, но есть электричество. Поэтому они не могут установить факт невозможности проживания.

— То есть электричества достаточно, чтобы люди там жили? Без воды, газа, канализации?

— Дело в том, что требования благоустроенности не являются универсальными для всей страны. Они в каждом муниципальном образовании свои.

Поэтому мы отстаиваем интересы этого ребенка в суде и говорим о том, что в таких случаях вообще не требуется устанавливать факт невозможности проживания: девочка всю жизнь прожила в Москве, в благоустроенном жилье, и поэтому доля в неблагоустроенном доме дальнего Подмосковья не является реализацией ее жилищных прав. Суд первой инстанции мы уже выиграли. Но нам приходится все время в ручном режиме отстаивать интересы сирот. А власти Москвы при этом утверждают, что обеспечили жильем всех детей-сирот.

— Вы сказали, что если в жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, то сирота имеет право на получение другого жилья. Но для этого необходимо решение суда об отказе в принудительном обмене этого жилого помещения. Что это значит?

— Эта норма вступила в силу с 1 января 2013 года. Когда ее обсуждали на стадии законопроекта, позиция Минфина заключалась в том, что мы не должны оставлять родителям шикарные квартиры. Почему-то у Минфина были представления, что родители, которых лишают родительских прав, живут в таких квартирах. Хотя специалисты знают, что это, как правило, маргинальные семьи, которые живут в скромных, а часто и в вовсе «убитых» жилых помещениях. Тем не менее такое требование появилось. И теперь для того, чтобы признать невозможным проживание сироты с родителями, лишенными родительских прав, нужно получить решение суда об отказе в принудительном обмене этого жилья. А для этого надо сначала обратиться в суд с иском о принудительном обмене жилья и представить варианты обмена. Однако институт принудительного обмена уже давно не работает. Он работал в советское время, когда практически все жилье было государственным.

Многие дети, выросшие в детском доме, вынуждены возвращаться в жилье своих родителей.

Получается, что сначала государство говорит: «Мы тебя изымаем у родителей, потому что с ними тебе жить опасно, они тебя ничему хорошему не научат, мы будем тебя защищать». А потом, когда ребенок достигает совершеннолетия и особенно нуждается в поддержке государства, мы его селим обратно к этим родителям. Как сложится его жизнь? Либо он примет жизнь своих родителей, став таким же, как они, либо он там просто не будет жить, а станет где-то скитаться со всеми вытекающими последствиями.

«Хочется, чтобы все эти московские чиновники попробовали прожить на 13 тысяч в месяц»

— Почему проблема с жильем для сирот все время такая острая?

— На мой взгляд, сейчас все органы власти защищают не людей, которых они должны защищать, а бюджеты. Все считают деньги. В 2019 году в Московской области приняли нормативный акт, по которому дети-сироты из других регионов не могли претендовать на жилье в Подмосковье, если прожили там менее пяти лет до своего совершеннолетия. Если 14-летнего ребенка взяли под опеку и привезли в Московскую область из другого субъекта или приемная семья сменила место жительства и приехала в Московскую область, когда ребенку было 14 лет,— то он ни при каких условиях не смог бы прожить пять лет в Московской области до своего 18-летия, а значит, жилье в регионе не получил бы. Более того, авторы этого документа считали, что место жительства определяется регистрацией по месту жительства (то есть пропиской, а не регистрацией по месту пребывания.— “Ъ”). В последние годы в Подмосковье часто отказывались ставить сирот в очередь на жилье именно по этим причинам. Осенью 2020 года мы оспорили в Московском областном суде этот нормативный акт, устанавливающий ценз оседлости для сирот. Ответчиком по делу было правительство Московской области, заинтересованным лицом — Министерство образования Московской области. Они пытались убедить суд, что субъект имеет право устанавливать такие ограничения. Но суд признал положения о цензе оседлости недействующими с момента их введения. Апелляционная и кассационные инстанции оставили решение Мособлсуда в силе, и теперь в Подмосковье не могут отказывать сиротам в жилье по причине недостаточного срока оседлости. Однако теперь отказывают из-за того, что сироты не имеют постоянной регистрации в Подмосковье (а имеют лишь временную). Хотя по федеральному закону жилье сиротам предоставляется не по месту их постоянной регистрации, а по месту жительства, которое может не совпадать с регистрацией. Сейчас у нас судах Московской области слушается десять таких дел.

1 января 2022 года в Московской области вступил в силу еще один закон, дискриминационный в отношении сирот и приемных семей. До 1 января вознаграждение за исполнение обязанностей приемных родителей составляло 9,2 тыс. руб. в отношении детей старше трех лет, 12,65 тыс. руб. в отношении детей до трех лет и 25 тыс. руб.— для тех, кто воспитывает ребенка с инвалидностью вне зависимости от возраста. 23 декабря 2021 года Мособлдума приняла, а 29 декабря губернатор подписал закон, который выделил из детей-сирот, принимаемых в замещающие семьи жителей Подмосковья, новую «категорию» — это дети, получившие сиротский статус за пределами Московской области. За воспитание таких сирот приемным родителям, живущим в Московской области, будут выплачивать вознаграждение в размере 3 тыс. руб. за ребенка. Раз вы взяли на воспитание ребенка с инвалидностью из другого субъекта Российской Федерации, а не из Московской области, то будете получать за его воспитание в восемь раз меньше, чем за такого же ребенка из Подмосковья!

— Таким образом власти Подмосковья хотят помешать приемным семьям из других регионов переезжать в Московскую область, а жителям Подмосковья — принимать на воспитание в семью сирот из других регионов?

— Нет, они утверждают, что таким образом мотивируют приемных родителей забирать в семьи детей из сиротских учреждений Подмосковья. Хотя на самом деле это препятствие для передачи жителям Подмосковья детей из других регионов. Вот сейчас мы в контакте с одной женщиной, которая взяла ребенка-инвалида из Архангельской области. Ей сказали: «Если бы ты взяла ребенка из Подмосковья, то получала бы родительское вознаграждение в 25 тыс., а так — только 3 тыс.». По сути, это дискриминация детей из регионов, дискриминация труда приемных родителей.

Вообще, все громкие заявления о том, что у нас заботятся о сиротах, расходятся с делом.

В 2020 году Госдума внесла поправки в Конституцию о том, что теперь у нас государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. И одновременно тысячи детей-сирот подают в суды и судятся с государством за жилье. Со стыда можно сгореть! По всем этим делам ответчиками являются не только органы исполнительной власти, которые занимаются имущественными вопросами, но и органы, которые должны защищать детей-сирот,— это департаменты соцзащиты, министерства образования регионов. У меня это просто в голове не укладывается, ведь они должны помогать сиротам, а не защищать государство от них.

В Москве на содержание детей от 12 до 18 лет, находящихся в приемных семьях или под опекой, выплачивается порядка 25 тыс. руб. в месяц (ежемесячная выплата на содержание подопечного и вознаграждение приемного родителя — это разные выплаты.— “Ъ”). Эти деньги не зависят от того, возмездная опека или безвозмездная, они выделяются на то, чтобы опекун или попечитель покупал ребенку еду, одежду. Понятно, что это не особенно большие деньги, и воспитание ребенка требуют гораздо больших затрат, особенно если учитывать не только питание, но и образование, развитие ребенка, его здоровье. Но после 18-летия, когда попечительство в отношении этих детей прекращается, государственная поддержка существенно снижается. Многие ребята поступают в колледжи и на время учебы получают компенсацию полного государственного обеспечения в размере 13 тыс. руб. в месяц. Многие московские сироты, обучающиеся в колледжах, по сути голодают. Я стал разбираться в этой проблеме пару лет назад и увидел, что еще в 2011 году выплаты попечителям на содержание ребенка и компенсация полного гособеспечения, выплачиваемая ребятам во время учебы в колледже, были одинаковыми — по 12 тыс. руб. Но выплата на содержание подопечных детей ежегодно индексировалась и к 2020-му году достигла 24 тыс. руб. в месяц, то есть увеличилась в два раза. А сумма компенсации при обучении в колледже в течение десяти лет почти не менялась — была 12 тыс. руб., в 2021-м стала 12,4 тыс. руб., а в 2022-м — 13 тыс. руб.

В федеральном законе №159, который регулирует дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, объясняется, что полное гособеспечение — это обеспечение продуктами питания, одеждой и что оно должно быть одинаковым как для несовершеннолетних сирот, так и для тех, кто достиг 18-летия и учится в колледжах и вузах. В прошлом году мы пытались убедить московские власти в том, что эта сумма — неадекватна потребностям сирот, не позволят сохранить необходимый уровень обеспечения их пищей, одеждой, предметами гигиены, что нужно приравнять ту сумму, которую получают сироты, обучающиеся в колледже, к сумме, которую они получали, находясь в семье попечителя. А то получается, сегодня человек питается на 24 тыс. руб. в месяц, а завтра ему 18, и он должен питаться на 13 тыс. в месяц. Однако нас в департаменте соцзащиты стали убеждать, что эти ребята уже совершеннолетние и могут сами подзаработать. Но ведь они пришли в колледж учиться, а не работать, их обязанность перед государством и сейчас — учиться. Город, который мнит себя европейской столицей, крохоборничает на сиротах. Уму непостижимо! А сейчас, когда так сильно выросли цены, мне хочется, чтобы все эти московские чиновники попробовали прожить на 13 тысяч в месяц.

«Проблема погашения сиротами долгов за услуги ЖКХ носит массовый характер»

— Многим детям-сиротам после совершеннолетия приходится погашать долги за коммунальные услуги в том жилье, где они прописаны. Это законно?

— Нет. Мы бьемся с этой проблемой много лет, хотя она очень простая. По закону ребенок, который находится в учреждении для детей-сирот, или в приемной семье, или под опекой, вообще не должен оплачивать коммунальные услуги. В частности, это касается муниципального жилья. В Жилищном кодексе, в 69-й статье, указано, что права членов семьи нанимателя жилого помещения исполняются только дееспособными или ограниченно дееспособными гражданами. Дети в силу своего возраста не являются дееспособными. И они не обязаны нести расходы по оплате коммунальных услуг. За детей, которые воспитываются в кровной семье, коммунальные услуги оплачивают родители за счет своих средств. А за ребенка, который воспитывается в учреждении или в приемной семье, коммунальные услуги должно оплачивать государство — или оно должно освободить его от этой обязанности.

Если речь идет не о муниципальном жилье, а о находящемся в собственности, и у ребенка есть доля в этом жилье,— тогда ситуация усложняется. На собственнике лежит обязанность содержать жилье. Но у сироты нет собственного дохода. Ежемесячно государство выделяет на его содержание определенную сумму, и в соответствии со 148-й статьей Семейного кодекса законный представитель тратит эти деньги на питание и одежду, он не должен оплачивать коммунальные услуги в том жилье, где зарегистрирован его подопечный.

А что мы имеем в итоге? Если ребенок находится в детском доме, управляющие компании, как правило, молчат, понимая, что с детского дома невозможно взыскать никаких средств. Но если ребенок находится на воспитании в семье, то управляющие компании с радостью предъявляют иски к детям или к законным представителям о взыскании этих средств, и им в этом очень активно помогают органы опеки.

И если законный представитель — скромный человек, не желающий ссориться с опекой, то он, вместо того чтобы покупать ребенку какие-то вещи для его развития и образования, вынужден оплачивать коммунальные услуги в его жилье.

Эту ситуацию нужно урегулировать, чтобы не было двойной трактовки. Я подготовил проект закона, где написал, как это действует в некоторых субъектах Российской Федерации, в том числе и в Москве, где дети из числа сирот освобождены от оплаты коммунальных услуг на период нахождения в сиротском учреждении, либо в приемной семье, либо в учреждениях высшего и среднего образования. Заместителю председателя Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Ирине Киркоре удалось поднять эту проблему на заседании СПЧ в декабре прошлого года. Идею об освобождении сирот от обязанности оплачивать услуги ЖКХ в определенные периоды их жизни поддержали и Минтруд, и Минпросвещения, и Минстрой — с некоторыми оговорками. Но экономисты в правительстве считают этот вопрос компетенцией субъектов Федерации. А субъекты имеют разные бюджеты и разные возможности. Сегодня в одном субъекте сироту освобождают от оплаты коммунальных услуг, а в другом — обязывают платить. Недавно в Подольском суде мы защищали приемную семью, где воспитывается много детей,— коммунальщики предъявили приемной матери иск о взыскании денежных средств на оплату услуг ЖКХ в квартире, где прописан один из подопечных. И суд удовлетворил этот иск и обязал приемную мать погасить задолженность. Мы подали на решение суда апелляционную жалобу в Московский областной суд, намереваясь отменить это решение. Мособлсуд его действительно отменил, но возложил обязанность погасить эту задолженность на несовершеннолетнего ребенка. Проблема по погашению сиротами долгов за услуги ЖКХ носит массовый характер, ее поднимают на всех форумах приемных семей. Директора детских домов тоже трубят об этом: как только ребенок выходит из сиротского учреждения, на него вешают все долги, которые накопились в квартире его родственников, и взыскивают с него. А ведь часто бывает так, что дети в этих квартирах вообще не жили, их родственники не платили по счетам, не работали, употребляли алкоголь, накопили долги,— и вот выпускник детского дома, у которого есть на счету какие-то средства, социальные выплаты, несет ответственность за их образ жизни, и с его карточки списываются деньги.

— Это вообще законно?

— Взыскивать долги из социальных выплат незаконно. Когда мы об этом узнаем, мы объясняем службе судебных приставов, что они не имели права на такие взыскания, и запускаем механизм возвращения этих денег. Каждый раз возникает ощущение, что приставы об этом просто не знают.

А сколько ребят до нас не доходит! Они теряют эти деньги и не могут их вернуть. Для многих социальные выплаты — единственный шанс обустроиться, социализироваться, но у них забирают эти деньги, и делает это государство, которое обязалось быть их родителями. Думаю, что эти проблемы не решаются только потому, что на это нет политической воли. Сироты не нужны нашему государству. Но мы будем отстаивать права этих ребят в суде. Раз уж государство приняло на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, оно должно эти обязанности исполнять.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here