С момента заморозки валютных активов российского центробанка, держателям номинированных в долларах облигаций выплачено $285 млн. При этом, и российские и зарубежные источники согласны в том, что выплаты идут именно из замороженной части ЗВР.
Платежные поручения выставлялись в соответствие с регламентом работы с эмиссионной документацией. В случае фактической блокировки счетов операции были бы невозможны, и у Минфина был запасной вариант платежа в рублевом эквиваленте. Но, поскольку банковский корреспондент ЦБ и правительства РФ исполнил поручение, то нужды в альтернативном варианте платежа не возникло.
Хорошая новость заключается в том, что блокировка российских госрезервов оказалась частично дырявая и на погашение обязательств не потребовалось привлечение средств из иных источников. Т.е., при предположении, что расчеты по долгам и далее будут осуществляться из как бы блокированных стран, то каждая сторона конфликта останется довольна. С другой стороны, нет ни малейших гарантий того, что подобная ситуация повторится в дальнейшем. Фактически никто не желает, чтобы в России случился дефолт, тем более что у российской стороны есть сильная позиция при передаче дела в международные суды. С другой стороны все уже не раз убеждались, что современные суды в должной степени объективны и справедливы. В этом – плохая часть новости.
Нужно понимать и тот факт, что выплаты после 25 мая могут быть осложнены необходимостью получения индивидуальных разрешений от Минфина США. Тут возможны разные, не обязательно хорошие, варианты.
Впрочем, у Банка России есть путь прямой покупки долларов на внутреннем рынке, или по разовому поручению, выданному иностранному банку. Есть возможность дать доверенность на предоставление выплат суверенного долга с долларового счета доверенного банка. Наконец, всегда можно вернуться к «аварийному» варианту рублевых выплат.