У Минфина на выполнение указов президента денег нет

У Минфина на выполнение указов президента денег нет

Обсуждение проекта бюджета образования и науки на 2020-2022 гг., организованное на прошлой неделе профильным комитетом Госдумы, продемонстрировало нежелание чиновников исполнять указы главы государства.

На первый взгляд, могло показаться, что с образованием и наукой у нас все обстоит превосходно. К примеру, на среднее образование на 2020 г. бюджет выделяет 911,6 млрд рублей, на 2021-й — 947,3 млрд, на 2022-й — 903,5 млрд. На высшее соответственно — 527,6 млрд, 556 млрд и 562 млрд, на науку — 505,6 млрд, 518 млрд и 540 млрд. Однако эти цифры не смогли усыпить бдительности некоторых других участников дискуссии.

«Почему увеличение расходов на среднее образование составило 5,7%, на высшее — вообще 2,8%, тогда как общий объем доходов государства вырос на 6,6%? — задался вопросом первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко. — Уровень финансирования науки приведет к тому, что мы будем топтаться на месте: по закону доля ВВП на науку уже в 2015 году должна была составлять 1,7%, а у нас до сих пор 1,1%!»

По словам Онищенко, выделяемых бюджетом средств также недостаточно для того, чтобы избавиться от второй и третьей смен в школах.

Масла в огонь подлили представители Счетной палаты. Они заявили, что школе не на что внедрять новшества: «Школам не предусмотрены средства на создание инфраструктуры, необходимой для внедрения цифровой образовательной среды».

Что касается второй смены, то глава государства много раз высказывался на эту тему. «У нас стоит задача — она совершенно практическая, конкретная: к 2025 году нам нужно избавиться от второй смены в школах и закрыть эту проблему», — заявил в прошлом году Владимир Путин.

Однако «закрыть», скорее всего, не удастся. В правительстве подсчитали, что для решения проблемы понадобится по 300 млрд рублей в год (в нынешнем выделено менее 50 млрд). Денег на это в бюджете в достаточном объеме нет. Значит, два из 15 млн школьников продолжат учиться вечером.

 

Нехватка денег в казне — главный аргумент чиновников, не считающих, что ради науки и образования стоит экономить на каких-то других статьях бюджета, скажем, на госуправлении.

Возникает вопрос: почему бы не направить на решение насущных проблем школ и вузов часть средств, которые государство получает благодаря стабильно высоким ценам на нефть? Ведь из-за этого профицит бюджета уже составил 2,5 трлн рублей. В этом контексте разговоры о нехватке денег на важнейшие государственные программы в сфере образования кажутся по меньшей мере странными.

Известно, что все развитые и многие развивающиеся страны, например Китай, с каждым годом все больше средств вкладывают в развитие так называемого человеческого капитала, прежде всего в образование и науку. А у нас финансирование этой сферы хромает на обе ноги, что уже сегодня оборачивается отставанием в технологиях и инновациях.

Ну а что же депутаты, критиковавшие прижимистость Минфина? Они констатировали, что в целом «представленный бюджет не отвечает целеположениям, озвученным президентом», однако при этом рекомендовали Госдуме принять бюджет в первом чтении, пообещав, что впоследствии представят к нему поправки. Будем надеяться, что парламентарии не забудут про повышение расходов на образование и науку. Не захотят же они, чтобы указы президента остались лишь на бумаге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here