После начала спецоперации на Украине почти в два раза больше россиян с финансовой стратегией увеличили траты, чем во время пандемии коронавируса. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты исследования аналитиков портала SuperJob.
По данным издания, количество россиян, увеличивших свои траты с началом спецоперации, составляет 14 процентов. Во время пандемии, как подсчитали эксперты, их было всего 8 процентов.
Отмечается, что те жители страны, которые стали больше тратить, уверены, что делать накопления в условиях высокой инфляции неразумно. Те, кто стал экономить, ссылаются на стремительный рост цен и ощутимое сокращение своих финансовых возможностей.
Больше других в новых обстоятельствах стремятся экономить россияне с доходом от 50 до 80 тыс. руб., а тратить — опрошенные с доходом свыше 80 тыс. руб.
Почти четверть (24 %) россиян не изменили размеры трат с началом спецоперации.
В опросе приняли участие 1,6 тысячи экономически активных россиян в возрасте старше 18 лет.
Сколько тратят на еду в России
Исследовательский холдинг «Ромир» провёл исследование, чтобы определить, сколько денег в среднем потратили за неделю россияне.
Согласно данным исследования, с 21 по 27 февраля один россиянин в среднем потратил 5 796 рублей. Неделей ранее этот показатель составлял 5 651 рубль. Таким образом, недельные расходы выросли на 145 рублей (или 2,6 %) с предыдущего исследования.
В те же даты годом ранее этот показатель составлял 5 192 рубля. То есть, за год рост недельных расходов составил 11,6 % или 604 рубля.
Как изменились траты россиян в феврале-марте 2022 года
Аналитический проект Tinkoff Data исследовал транзакции более 20 млн клиентов Тинькофф и выяснил, как изменилось потребление россиян с конца февраля 2022 года.
Рост цен на электронику, косметику, зоотовары
Количество покупок одежды, техники и товаров для дома с конца февраля 2022 года не изменилось, но средний чек заметно вырос.
В период с 24 февраля по 10 марта 2022 года средний чек на электронику и бытовую технику вырос на 86 % к 2021 году и в два раза к началу февраля 2022 года. Рост среднего чека связан как с повышением спроса, так и с ростом цен, которые в некоторых сетях стали выше на 15-30 %.
Средний чек на косметику после 24 февраля 2022 года вырос на 40 % по сравнению с первой половиной февраля, а количество покупок увеличилось на 46 %. Такой рост количества транзакций связан с традиционной сезонной активностью накануне Международного женского дня. В прошлом году с 25 февраля по 11 марта россияне покупали косметику немного чаще — на 3 %, но средний чек был ниже на 20 %, при том что в этом году в некоторых сетях колебание стоимости разных позиций составляет от 10 до 100 %.
На фоне приостановки работы некоторых зарубежных брендов, россияне почти на треть уменьшили количество покупок бытовой химии, а средний чек с 24 февраля по 11 марта при этом вырос на 25 % по сравнению с первой половиной февраля 2022 года.
3 марта произошел большой всплеск потребительской активности в категории товаров для животных: в 2,5 раза выросли траты по сравнению с аналогичной датой в 2021 году. Количество покупок по сравнению с началом февраля увеличилось на 11 %, а средний чек — на 60 %.
Траты на товары для дома выросли в 2 раза
За две недели, с 24 февраля по 11 марта количество покупок в категории «Дом, ремонт» снизились на 8 % при росте среднего чека на 87 % (к 2021 году). В пиковые дни, 28 февраля и 2 марта, траты россиян в этой категории выросли в 2 раза по сравнению с расходами в эти даты в прошлом году.
С 24 февраля 2022 года по сравнению с двумя неделями в начале месяца россияне увеличили количество покупок на 10 %, а средний чек вырос на 82 %.
В последний день работы ИКЕА в России, 3 марта, покупки в магазинах сети выросли на 70 %, а траты — в 4 раза по сравнению с аналогичным днем в 2021 году.
Траты на одежду выросли почти на 20 % по сравнению с началом февраля
Часть зарубежных брендов одежды в начале марта объявили о приостановке работы в России. В магазинах Zara 5 марта количество покупок выросло на 50 %, а траты — в 2,5 раза (к 5 марта 2021 года). В целом в период с 24 февраля по 10 марта 2022 года россияне потратили на одежду почти на 20 % больше, чем в начале февраля, количество транзакций выросло на 6 %, а средний чек — на 12 %.
При этом ажиотажный спрос на фоне новостей о закрытии зарубежных сетей глобально не повлиял на потребительскую активность в этой категории. В период с 28 февраля по 6 марта россияне совершили на 53 % меньше покупок одежды, чем в 2021 году при росте среднего чека на 44 %.
Фастфуд и рестораны
В заведениях фастфуда после 24 февраля жители России потратили чуть больше, чем в 2021 году, и примерно столько же, сколько в начале февраля 2022 года.
В предпоследний день работы ресторанов «Макдоналдс» (воскресенье 13 марта) количество транзакций выросло на 26 % (по сравнению с другими воскресеньями февраля), а траты — на 60 %.
13 марта 2022 года стало рекордным по сумме трат и среднему чеку в ресторанах сети за проанализированный период в 3 года. По сравнению с предыдущим рекордом по сумме трат, который был в мае 2021 года, средний чек вырос на 43 %, а сумма — на 34 %. При этом количество покупок снизилось на 6 % по сравнению с маем прошлого года, в том числе из-за закрытия доставки из ресторанов сети в некоторых регионах.
В этом году россияне с меньшим размахом отмечали Международный женский день в ресторанах. В 2021 и 2022 годах 8 марта было последним нерабочим днем длинных выходных, в связи с чем пик трат в ресторанах пришелся на 7 марта. В этот день расходы в заведениях снизились на 21 % по сравнению с прошлым годом. Количество покупок в ресторанах в период с 24 февраля по 11 марта по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшилось на 20 %, а средний чек — на 2 %.
Траты россиян на авиабилеты выросли на 60 %, а на ж/д — на 22 %
С 24 февраля россияне стали больше тратиться на ж/д билеты: покупки выросли на 7 %, расходы — на 22 % (по сравнению с началом февраля 2022 года). Авиабилеты жители страны стали покупать реже (на 9 %), но траты на них выросли на 60 %.
Это было связано с закрытием международных направлений, а также ростом цен и спроса на доступные россиянам направления для перелетов.
В годовом сравнении (к аналогичному периоду 2021 года) россияне стали покупать авиабилеты реже (на 21 %), но средний чек вырос на 70 %. Туры в этом году россияне стали, наоборот, покупать почти на 50 % чаще, в первую очередь, на внутренние направления — Черное море и Кавказ, а средний чек в сравнении с 2021 годом вырос на 37 %.
Пик расходов на путешествия пришелся на 2 и 4 марта: траты на авиабилеты выросли более чем в 2 раза (к 2021 года), а на туры — в 4 раза.