Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила второй пакет мер поддержки экономики, включая один из механизмов национализации имущества иностранных организаций. Пакет предложен единороссами.
Кого коснется национализация?
Ранее секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак заявил, что политсила предлагает национализировать производства тех компаний, которые объявляют о своем уходе с российского рынка и закрытии производств в стране во время спецоперации на Украине.
Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, все варианты ответа на санкций и развития событий прорабатываются в правительственном штабе.
Уточняется, что законопроект позволяет по суду вводить внешнее управление в организациях, более 25 процентов которых владеют иностранные лица из недружественных государств, при прекращении деятельности. Это позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места, уточнили в партии.
«При этом собственник в течение 5 дней может отказаться от внешнего управления в случае возобновления деятельности или продажи доли при условии сохранения бизнеса и работников. Если этого не происходит, суд на 3 месяца назначает временную администрацию, после — акции новой организации выставляются на торги, а старая ликвидируется. Покупатель новой организации обязуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность старой организации», — говорится в сообщении.
Чем обоснована принудительная национализация имущества западных фирм
Ситуация требует немедленной реакции, заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, «политическая позиция» России действительно может заключаться в запуске процесса национализации. Но ее начало важно обозначить для пресечения вывода капитала и «профилактики» таких действий со стороны компаний, которые на грани принятия решения о выходе из России, но для которых интересы бизнеса важнее, чем политическая ангажированность.
Пока же «ответ представителям международных и транснациональных компаний» можно дать и в рамках нынешних правовых реалий — обеспечить повышенное внимание фискальных и иных проверяющих органов с точки зрения выполнения всех обязательств в России.
К чему может привести принудительная национализация — мнение экспертов
Как отметил бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев, в случае принудительного изъятия собственности Россию ждут многочисленные иски в западных судах, а это несет риск ареста имущества подконтрольных России активов за рубежом.
Юрист компании «Зарцын и партнеры» Николай Андреев предполагает, что в этом случае будет применяться конструкция, которая сейчас используется в России при национализации земельных участков для публичных целей: речь идет об определении условной рыночной стоимости имущества и оплате этого имущества с переходом права собственности на государство или выкупе доли в юрлице.
Нюанс схемы в том, что все уходящие компании, их бенефициары, головные офисы являются резидентами недружественных государств и платежи в их пользу ограничены, разрешить их может специальная комиссия, либо оплата будет проводиться после окончания «торговой войны».
Как пояснил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов, уход с российского рынка западных компаний хоть и повысит безработицу, но не будет особенным шоком для рынка труда. Скорее всего, в зоне риска находится примерно 200—300 тыс. сотрудников.
Снизить отрицательный эффект от этого позволит, во-первых, замещение доли рынка западных компаний российскими; во-вторых, если все же будет проведена национализация, то многие заводы, не требующие эксклюзивных компетенций, не приостановят работу — продукция продолжит выпускаться, но под другим брендом.
Кандидат экономических наук и доцент Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака объяснил, что у национализированной компании будут отрезаны связи с иностранными партнерами и производствами, поэтому на нее придется выделять дотации из государственного бюджета, рассказал специалист.
«Проблема в том, что национализация, о которой сейчас много говорится, это — не решение проблемы. Смотрите на ситуацию — у вас есть какая-то международная компания. То, что она международная, означает, что финансово, ресурсно и многими другими каналами она связана со своими зарубежными представительствами, заводами и так далее», — говорит эксперт.
Это означает, что часть сырья она привозит из-за границы, что у нее есть денежные ресурсы за границей. Если вы объявляете национализацию, это означает, что вы практически пытаетесь отрезать всю зарубежную часть и оставить только российскую. Чисто российская часть в большинстве таких компаний сама по себе не сможет существовать и просто умрет или превратится в чудовищную дотационную яму для бюджета.
Экономист считает, что национализация в любом случае будет означать ухудшение ситуации на рынке. Скорее всего, бренды, которые национализируют, просто начнут дотировать из бюджета, предположил он.
«То есть это приведет к еще большему дефициту бюджета, который придется покрывать в том числе печатным станком, то есть инфляцией, тем более что национализированные компании, как правило, управляются намного хуже, чем частные», — подчеркнул Кульбака.