Письменный ответ американской стороны на требования РФ привез посол Америки в России Джон Салливан.
Руководство США пожелало, и Россия согласилась с тем, что документ должен оставаться конфиденциальным. Но о каких секретах может идти речь? Ведь в его обсуждении принимали участие все европейские союзники Америки включая Украину.
Сейчас американский ответ на требование России о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на восток и размещения там ударных вооружений изучается в МИДе Российской Федерации.
Глава МИДа Сергей Лавров считает, что «шило в мешке долго не утаить». Скоро все тайны откроются. Не все смогут удержать язык за зубами.
Касательно содержания документа Лавров заявил, что есть подвижки во второстепенных вопросах. США выражают готовность продолжить переговоры по линии Лавров — Блинкен.
А вот в главном вопросе, американцы не согласны с Москвой. Они настаивают на принципе открытых дверей в НАТО, забыв о том, что обещали не двигаться далее Одера.
Россия предъявила им письменное соглашение, подписанное в 1999 году в Стамбуле лидерами всех стран- участниц ОБСЕ. Среди них есть подпись тогдашнего американского лидера Билла Клинтона. В этом документе говорится:
» Каждое государство также имеет право на неитралитет. Каждое государство-участник будет уважать права всех других в этом отношении. Они не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств».
В Астанинской декларации «На пути к сообществу безопасности», заключенной в 2010 году, также обсуждались гарантии безопасности для всех государств-членов ОБСЕ. От имени США поставила подпись Хилари Клинтон.
Россию не устраивает такая забывчивость Запада. «О какой глобальной безопасности можно говорить, если так быстро забываются обязательства, принятые на высшем уровне», — говорит Сергей Лавров. Поэтому особых поводов для оптимизма нет.
Остается ждать реакцию Кремля, с которой затягивать никто не собирается. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, на изучение документа понадобится время. Соединенные Штаты и Европа потратили больше месяца на рассмотрение российских бумаг.